Современный прогнозный проект социального развития Украины, страница 2

Т.е. в соответствии с логикой теории синергетики, політико-правовые изменения, которые внедряются прогрессивной политической элитой, в направлении демократизации общественной жизни и либерализации экономических отношений вызовут изменения в поведении большого количества людей. В результате такие изменения,

особенно в системе потоков прибыли и расходов субъектов социального действия, обязательно будут содействовать созданию таких механизмов общественной координации, которое позволит им обеспечить удовлетворение своих собственных потребностей, используя доступные для этого средства. А деятельность, направленная на удовлетворение собственных потребностей, будет воспроизводить или создавать новые объекты. Эти продукты (предметы, институты или события) представляют собой материальное выражение творческого потенциала автономной структуры и является необходимым приобретением общественной системы вообще. Именно таким установившимся элементам может быть обеспеченная в этом случае общественная трансформация Украины.

Можно принять эту логику как один из вариантов дальнейшего социального развития Украины. Но В. Парето, который также отмечал важную роль элиты относительно направлений и тенденций развития общества, вместе с тем подчеркивал, что желания элиты и созданные ею идеи имеют границы своего влияния и отнюдь не всесильные, позаяк в социум действуют объективные силы притягивания-отталкивания, принятия-непринятия, которые базируются на опыте его соціокультурної наследства. Следовательно, идеи и нормы, которые должен принять общество, могут быть умными или неумными только с точки зрения их совместимости или несовместимости с традициями и представлением большинства населения. С этой позиции принятые элитой управленческие и политические решения могут быть не только не логичными и не рациональными, но и принципиально невозможными для нормального жизнеобеспечения граждан.

Если идеи и політико-правовые нормы, внедренные элитой, отвечают социальной психологии населения и принимаются им, то общество живое с ними длинные и счастливые годы. Ярким примером этому факту могут служить общественные изменения, которые произошли во второй половине XX ст. в Японии. В ее новых директивно-нормативных и политических документах гармонично отображенные и старинные обычаи, и традиции, и инновационные тенденции, и институты современного общества.

В случае же, когда новые идеи и нормы не учитывают особенностей духовного опыта граждан, такое общество в конечном счете порождает диктаторские режимы: тоталитаризм и деспотию. Отсюда вывод, что неясность и незавершенность социально-экономических и политических реформ в Украине можно объяснить отсутствием на уровне государственной политики

Пути реформирования             и стабилизации развития социальных систем

Процесс соціодинаміки социальных систем предусматривает непрерывный процесс их развития. Украинское общество как сложная социальная система пребывает в стадии глубокого реформирования всех ее составляющих - экономической, социальной, политической, духовной. Особенности реформирования системы социально-классовых, етнонаціональних, семейно-брачных отношений в современных условиях уже были объектом исследования в научной, учебной літературі1. В данном разделе рассматривается характеристика содержания и основных путей реформирования таких важных составных социальных систем, как система социально-трудовых отношений и система социального бытия.

Система социально-трудовых отношений и пути ее реформирования

Система социально-трудовых отношений представляет собой процесс взаимодействия и взаимозависимости их отношений, субъектов, которые реализуются в трудовой деятельности. В системе социально-трудовых отношений принято выделять основные элементы: субъекты и уровни социально-трудовых отношений; предметы социально-трудовых отношений и их структуру; типы социально-трудовых отношений; факторы развития социально-трудовых отношений.

Субъектами социально-трудовых отношений являются отдельно наемный рабочий, предприниматель (работодатель), государство. Субъектами социально-трудовых отношений может выступать также организация (предприятие), определенные территориальные образования и тому подобное.