Современный прогнозный проект социального развития Украины, страница 10

Повышения действенности политики социальной защиты и социального обеспечения предусматривает особое внимание к поиску оптимальных путей реформирования основной ее составной -пенсионной системы. Главным здесь является обеспечение справедливой системы дифференцированных пенсионных выплат с учетом трудового взноса каждого работника. В то же время реализация этого задания в условиях глубокого социально-экономического кризиса связана со значительной трудностью. Они обусловлены в первую очередь демоекономічною кризисом общества, увеличением влияния трудоспособного населения к теневому сектору, который не выплачивает налогов, уменьшая доходы в бюджет, в частности в Пенсионный фонд, и увеличивая инфляционные налоги с той категории трудовых ресурсов, которые работают в легальном секторе. При этих условиях существующая система пенсионного обеспечения уже не может справиться с объемом нагрузок, которые оговаривают ее реформирование в направлении дифференциации.

Результатом реформирования системы пенсионного обеспечения должен стать закрепление в пределах национальной системы социального обеспечения населения, в том числе пенсионного, нескольких самостоятельных структур (систем) пенсионного забезпечен

ня на основе как обязательного, так и добровольного страхования:

государственной, которая осуществляется на основании обязательного пенсионного страхования, субъектом которой является Пенсионный фонд Украины; негосударственных пенсионных фондов, которые функционируют на добровольном страховании и должны быть для многих групп населения дополнительным или основным источником получения пенсий. Негосударственный пенсионный фонд, в свою очередь, может иметь собственную, достаточно разветвленную систему пенсионного обеспечения, которая осуществляется или через пенсионные планы частной сферы, или через личное страхование жизни путем финансирования частных пенсионных счетов и тому подобное.

Основными предпосылками разрешения проблем пенсионного обеспечения являются: экономическая стабилизация и экономический рост, которая позволит обеспечить постепенное повышение минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума; содействие пенсионной реформы экономическому росту, уменьшению демографического бремени, просмотру отдельных положений действующего законодательства относительно льгот с долгосрочного выхода на пенсию;

целевое использование средств Пенсионного фонда Украины и недопустимость их отвлечения на другие расходы, не связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет страховых взносов; рациональное использование средств Пенсионного фонда Украины, что касается, в первую очередь, изменения тарифа за доставку пенсии; переход от административно-розподільчої пенсионной системы, к пенсионному страхованию, в основе которого лежит принцип солидарности с определением размера пенсии в зависимости от участия в финансировании расходов; персонификация учета пенсионных страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.

Для обеспечения проведения пенсионной реформы необходимо: разработать и принять Программу пенсионной реформы;

завершить работу над законопроектом об обязательном государственном пенсионном страховании; подготовить законопроект о внедрении персонифицированного учета уплаты взносов по каждому застрахованному и об юридических последствиях неуплаты юридическими и физическими лицами обязательных платежей (взносов) в Пенсионный фонд Украины; внести изменения и дополнения к действующим законодательным актам, которые регулируют вопрос пенсионного обеспечения граждан, с целью приведения их в соответствие с положениями Программы пенсионной реформы; завершить работу над проектом закона о негосударственных пенсионных фондах.

В то же время претворение в жизнь отмеченных структур должен иметь исключительно гибкий характер, быть дифференцированным. Важно помнить, что не во всех сферах внедрения частных форм социального страхования, как показывает мировой опыт, может иметь одинаково эффективный характер, а значит, должен быть особенно в начале выборочным. Уже сегодня перед обществом в аспекте внедрения хотя бы элементов новой системы предстало много проблем, которые следует решать. Основная из них - оптимальное сочетание экономических, социальных, политических, духовных, цнностный-нормативных, технических факторов для одобрения и реализации новой системы.