Книга как знаковая система. Информация, ее количество и значимость. Понятия релевантной и нерелевантной избыточности (Ответы на экзаменационные вопросы), страница 7

В каждой стране своё использование алгоритма кавычек.

Важно соблюдать ту систему знаковых правил, которую ждёт читатель.

Стихи набирают более мелким кеглем.

Курсивом выделяют:

  • употребление слова в ином значении
  • логическое ударение на каком-то слове
  • передача косвенной речи (в небольшом объёме)
  • скрытые рубрики. Если рубрики короткие, то достаточно в начале абзаца выделить курсивом.
  • термины. Можно написать в предисловии, что слова выделенные курсивом смотри в словаре.

Выделение терминов касается и жирного шрифта, капители.

- могут быть выделены разночтения текстов.

Любое выделение – знак и он несёт какую-то дополнительную информацию. Для начала нужно продумать систему начертания, а потом использовать.

11. Семантика внешнего художественного оформления в книге

Внешнее художественное оформление

Туда кроме обложки, суперобложки и переплёта входят форзац и нахзац.

Внешнее художественное оформление представляет собой целостное знаковое сообщение, состоящее из словесных сообщений (вербальных). Вербальные взаимодействуют с иконическими.

Во внешнем художественном оформлении прежде всего на себя обращает внимание цвет.

Семантика цвета.

Часто отпечатана книга в два цвета.

У цвета выделяется три уровня значения:

  • Прямое (непосредственное) значение.
    Денотат этого цвета – то, что цвет, например, жёлтый.
  • Условное значение. Те, о которых условились. Например, что в светофоре зеленый – идти, а красный – стоять.
    В отношении книг это случается редко. В основном цвет получает символическое значение.
  • Символическое (коннотативное).

Значения красного цвета: внимание, кровь, любовь.

Слово красный – «красивый». Вместе с чёрным и белым самые древние цвета.

Сочетание красного и золота вызывает ассоциации с чем-то древним богатым, роскошным.

Культурно-развитый человек сам читает коннотативное значение.

Зелёный цвет - мир природы

Чёрный цвет - сегодня ассоциируется с шиком, дороговизной (машины), с торжеством (фраки).

Типы оформления обложек:

  1. Наборные, буквально повторяющие титульный лист. В 19 веке других обложек не существовало. Издательство «Ашет» (Франция) до 20 века использовало такие наборные обложки.
  2. Использование в оформлении обложки самых простых изображений, например, элементов книжного декора, флеронов (дословно – «цветочек») »Я не могу иметь с собой всё, чего вы не знаете«, орнаментальных рамок (изображение относится к абстрактному типу).
    Повторяет титульный лист, только добавляется цвет и орнаментальное оформление.
  3. Изобразительный фон. Он покрыт орнаментом. Состоит из элемента, который повторяется по определённой схеме.
    Денотат рисунка не интересует читателя. Интересует только его роль как фона. Он даёт эмоциональный настрой. Связь с темой условная.
  4. Фотообложки. Они типологически могут быть разными. Конкретным изображением может быть совсем не обязательно фотография. Это может быть репродукция произведения живописи, гравюра или её фрагмент, рисунок.
    Изображение связано с текстом произведения, с его смыслом.
    Фотография – самый распространённый вид, который используется в оформлении обложки.
    Фотообложка связана с демократизацией.
    Функция фотографии – делать товар привлекательным.

    Фотография может быть связана с повествованием разными образами:

·  прямым (если книга о Петропавловском соборе и на обложке фотография Петропавловского собора).

·  косвенным. Обложка, например, должна вводить в атмосферу эпохи. Изображение не развивает содержание.
-активная
-пассивная
Рокуэлл Кент – писатель, художник, путешественник