В каждой стране своё использование алгоритма кавычек.
Важно соблюдать ту систему знаковых правил, которую ждёт
читатель.
Стихи набирают более мелким кеглем.
Курсивом выделяют:
- употребление слова в ином
значении
- логическое ударение на
каком-то слове
- передача косвенной речи (в
небольшом объёме)
- скрытые рубрики. Если рубрики
короткие, то достаточно в начале абзаца выделить курсивом.
- термины. Можно написать в
предисловии, что слова выделенные курсивом смотри в словаре.
Выделение терминов касается и жирного шрифта, капители.
- могут быть выделены разночтения текстов.
Любое выделение – знак и он
несёт какую-то дополнительную информацию. Для начала нужно продумать систему
начертания, а потом использовать.
11. Семантика внешнего художественного оформления в книге
Внешнее художественное оформление
Туда кроме обложки, суперобложки и переплёта входят форзац и
нахзац.
Внешнее художественное оформление представляет собой
целостное знаковое сообщение, состоящее из словесных сообщений (вербальных).
Вербальные взаимодействуют с иконическими.
Во внешнем художественном оформлении прежде всего на себя
обращает внимание цвет.
Семантика цвета.
Часто отпечатана книга в два цвета.
У цвета выделяется три уровня значения:
- Прямое (непосредственное)
значение.
Денотат этого цвета – то, что цвет, например, жёлтый.
- Условное значение. Те, о
которых условились. Например, что в светофоре зеленый – идти, а красный –
стоять.
В отношении книг это случается редко. В основном цвет получает
символическое значение.
- Символическое (коннотативное).
Значения красного цвета: внимание,
кровь, любовь.
Слово красный – «красивый». Вместе с чёрным и белым самые
древние цвета.
Сочетание красного и золота вызывает ассоциации с чем-то
древним богатым, роскошным.
Культурно-развитый человек сам читает коннотативное
значение.
Зелёный цвет - мир природы
Чёрный цвет - сегодня ассоциируется с шиком,
дороговизной (машины), с торжеством (фраки).
Типы оформления обложек:
- Наборные, буквально
повторяющие титульный лист. В 19 веке других обложек не существовало.
Издательство «Ашет» (Франция) до 20 века использовало такие наборные
обложки.
- Использование в оформлении
обложки самых простых изображений, например, элементов книжного декора,
флеронов (дословно – «цветочек») »Я не могу иметь с собой всё, чего вы не
знаете«, орнаментальных рамок (изображение относится к абстрактному типу).
Повторяет титульный лист, только добавляется цвет и орнаментальное
оформление.
- Изобразительный фон. Он покрыт
орнаментом. Состоит из элемента, который повторяется по определённой
схеме.
Денотат рисунка не интересует читателя. Интересует только его роль как
фона. Он даёт эмоциональный настрой. Связь с темой условная.
- Фотообложки. Они типологически
могут быть разными. Конкретным изображением может быть совсем не
обязательно фотография. Это может быть репродукция произведения живописи,
гравюра или её фрагмент, рисунок.
Изображение связано с текстом произведения, с его смыслом.
Фотография – самый распространённый вид, который используется в оформлении
обложки.
Фотообложка связана с демократизацией.
Функция фотографии – делать товар привлекательным.
Фотография может быть связана с повествованием разными образами:
·
прямым (если книга о Петропавловском соборе и на обложке
фотография Петропавловского собора).
·
косвенным. Обложка, например, должна вводить в атмосферу эпохи.
Изображение не развивает содержание.
-активная
-пассивная
Рокуэлл Кент – писатель, художник, путешественник