Книга как знаковая система. Информация, ее количество и значимость. Понятия релевантной и нерелевантной избыточности (Ответы на экзаменационные вопросы), страница 2

Наука, изучающие знакомые системы, называется семиотикой или семасиологией.

Примером знаковой системы может служить алфавит.

У знака есть своя структура. Структура – внутренне скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых позволяют системе функционировать как некой цельности. Не в любом множестве элементов можно увидеть структуру.

Структура знака представляет собой два плана: план выражения и план содержания. План выражения принято называть обозначающим, то, что обозначает. План содержания можно назвать обозначаемым, то, что обозначается.

План выражения также называется экспонентом. Можно говорить о нулевом экспоненте, когда отсутствие чего-либо что-то означает. У экспонента есть признаки, как существенные, так и несущественные.

Правила функционирования систем, интерпретация знаков складывается долго, но потом существует тоже длительное время.

Поэтому книга сохраняет свои существенные признаки тысячелетиями.

Существуют условные и мотивированные знаки. Условных знаков большинство, например буквы алфавита. Мотивированные знаки – издательская марка, логотип, знак серии.

Денотат – обозначаемое.

Знак может иметь коннотации, т.е. дополнительные значения. Отдел семиотики, занимающийся изучением денотата знака, называется семантикой. Семантическое поле – совокупность единиц, объединенных общим семантическим признаком.

Свойства семантического поля:

- интуитивно понятно носителю языка

- единицы подсистемы связаны между собой семантическими отношениями (например отношениями синонимии, антиномии, несовместимости, части к целому и т.д.)

Парадигма – класс элементов, имеющих схожие свойства и взаимопротивопоставлены друг другу. В противопоставлении заключена цель парадигмы – выбор различных условий (гарнитура шрифта).

4. Книга как коммуникативный факт. Понятие о семиозисе (знаковом процессе). Схема знакового процесса между автором и читателем

Семиозис – знаковый процесс. Книгу рассматриваем как целостное знаковое сообщение, коммуникативный факт, или обмен коммуникации между автором и читателем. Предполагает наличие отправителя сообщения, т.е. автора и получается или адресата сообщения, т.е. читателя, коммуникативную среду, т.е. канал связи или информационное средства и коммуникативный код.   

Всякая книга пишется, планируется в расчете на определенного читателя. Т.е. имеет значение функциональное назначение и читательский адрес издания.

Содержанием авторского сообщения является некий объект информации, фрагмент реальности, о котором автор сообщения хочет передать адресату.

Автор передает информацию адресату не прямо, а посредством авторского сообщения, которое на практике может отличаться от реальной информации. Получение авторского сообщения также зависит и субъективного восприятия адресата.

Задача автора наиболее истинно передать в авторском сообщении фрагмент реальности.

Двойной процесс кодирования информации. Двойной процесс декодирования предстоит читателю. Прочитать текст, то, что набрано и декодировать систему графики в систему речи, знаки письменности в слова. В этом процессе также возможны ошибки. Представления о денотатах слов у разных читателей отличается. Поэтому могут происходить существенные потери и нарушения в процессе коммуникации.

Помехи и шум на пути коммуникации – плохо выстроенная композиция книги, языковые, стилистические ошибки, опечатки, неточно использование слов и т.д. (работа редактора над произведением). Задача технического и художественного оформления состоит в исполнении произведения с тем, чтобы улучшить процесс коммуникации.

Помехи искажают непосредственно смысл сообщения. Шум – более незначительные, внешние искажения сообщения, например слишком желтая дешевая бумага, на которой напечатана книга, или серый, неотчетливый шрифт.