Книга как знаковая система. Информация, ее количество и значимость. Понятия релевантной и нерелевантной избыточности (Ответы на экзаменационные вопросы), страница 4

Книга представляется как структура. Всё в книге как устройстве может быть значащим. Обложка, переплет, титульный лист.

Семиозис – знаковый процесс. Предполагает адресата (получателя) сообщения, автора сообщения, само сообщение, информационное средство, коммуникативный код.

Книга – информационное средство (участвует в процессе коммуникации).

Книга имеет сложную структуру. Состоит из множества элементов, взаимосвязи которых позволяют книге функционировать как системе.

У знака есть своя структура. Структура – внутренне скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых позволяют системе функционировать как некой цельности. Не в любом множестве элементов можно увидеть структуру.

Структура знака представляет собой два плана: план выражения и план содержания. План выражения принято называть обозначающим, то, что обозначает. План содержания можно назвать обозначаемым, то, что обозначается.

План выражения также называется экспонентом. План содержания - денотат

По денотату можно определить, что все книг могут быть или научными или эстетическими. Денотат сообщает о каком-то фрагменте реальности. Также и в книге денотатом всего сообщения является некий фрагмент действительности. Разница между научной и эстетической книгой в том, какие отношения складываются в процессе передачи авторского сообщения по отношению к денотату. Для научного сообщения важно чтобы разница между восприятиями была минимальной. Под каждым знаком подразумевается только 1 денотат. Свобода интерпретации у адресата быть не должно – одноуровневый знак. Научное сообщение представляет некий фрагмент реальности. Для эстетического сообщения денотат столь же важен как и текст в книге, текст в книге равнозначен с тем фрагментом действительности, который он изображает, не только что, но и как. Подразумевает неоднозначную интерпретацию. Вместо точности представления денотата замещает его образное представление. В 20 веке об этом свойстве эстетических сообщений писали много, понятие «открытый текст» - Умберто Эко. Некоторые философы в 20 веке сформулировали, что мир совершенен в силу своего несовершенства. То, что оставляет свободу для творчества для совершенствования, интересно.

Есть множество книг, которые нельзя точно отнести к какому-либо типу, они тяготеют либо к научным жанрам, либо эстетическим.

Избыточность книги, знакового сообщения объясняется интерференцией информационного пространства.

8. Структура книги как знакового сообщения. Структура означающего. Сообщения текстовые и иконические

Книга представляется как структура. Всё в книге как устройстве может быть значащим. Обложка, переплет, титульный лист.

Семиозис – знаковый процесс. Предполагает адресата (получателя) сообщения, автора сообщения, само сообщение, информационное средство, коммуникативный код.

Книга – информационное средство (участвует в процессе коммуникации).

Книга имеет сложную структуру. Состоит из множества элементов, взаимосвязи которых позволяют книге функционировать как системе.

У знака есть своя структура. Структура – внутренне скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых позволяют системе функционировать как некой цельности. Не в любом множестве элементов можно увидеть структуру.

Структура знака представляет собой два плана: план выражения и план содержания. План выражения принято называть обозначающим, то, что обозначает. План содержания можно назвать обозначаемым, то, что обозначается.

План выражения также называется экспонентом. План содержания - денотат

Все знаковые сообщения, входящие в систему книги, можно разделить на текстовые и изобразительные. Основой структуры книги является словесное сообщение. Человек мыслит сентенциями, и ими же описывает реальность. Коммуникационный код книги, письмо состоит из множества абстрактных знаков или символов, денотатами которых являются звуки.