Организация системы планирования, наблюдения, сбора и анализа информации за изменением показателей здоровья и среды обитания детей дошкольного возраста, страница 9

Санитарно-гигиеническое состояние участка.. Санитарно-гигиеническое состояние помещений ДУ. Правила приема детей в ДУ. Заболеваемость детей до 3-х лет и старше 3-х лет в течение года (общая заболеваемость, заболеваемость гриппом и ОРВИ, кишечными инфекциями, прочая заболеваемость). Сравнительная характеристика инфекционной заболеваемости за последние три года. Процент нестандартных смывов на БГКП. Применяемые штрафные санкции в течение года.

Показатель X. Организация медицинского обеспечения.

Критериальные признаки:

Состояние здоровья детей. Профилактические и реабилитационные мероприятия. Общая заболеваемость детей (на 1000 детей среднесписочного состава) в сравнении с предыдущим годом и средними данными по району. Процент детей в ДУ с нарушениями зрения. Процент детей в ДУ с нарушениями осанки. Оборудование медицинского кабинета (достаточное, недостаточное). Медицинский контроль за санитарно-гигиеническим состоянием ДУ, за организацией физического воспитания, за организацией питания. Укомплектованность ДУ медицинскими работниками. Работа медперсонала с воспитателями и родителями по охране здоровья детей и здоровому образу жизни.

4.3 Сбор и оценка гигиенических, психологических и социально-биологических факторов семьи и домашней среды обитания детей дошкольного возраста.

По способу наблюдения исследование относится к выборочным, амнестическим и одномоментным, но сопоставление результатов единовременных исследований в динамике на одном и том же контингенте лиц или объектов дает материал для сравнения и глубокого анализа. Совокупность опрошенных лиц должна быть не менее 100 человек.

Целенаправленный отбор совокупности позволяет выявить факторы нетипичные для дошкольного учреждения, но оказывающие большое влияние на формирование здоровья детей, выделить социально-экономические проблемы, формирующие неблагоприятную ситуацию со здоровьем детей, выделить первоочередные проблемы, решению которых необходимо уделить особое внимание при разработке комплекса программ по охране здоровья детей и осуществить прогноз ситуации на ближайшую перспективу.

Разработана анкета для родителей по выявлению факторов риска для здоровья детей, включающая 26 вопросов. Группировочные комбинации вопросов позволяют выделить отдельные блоки факторов: социально-экономические, биологические, гигиенические, оздоровительные.

К благоприятным для здоровья детей факторам относятся:

-  экологически чистая окружающая среда;

-  рациональное и сбалансированное питание;

-  режим дня, соответствующий гигиеническим требованиям;

-  оптимальный двигательный режим;

-  занятия физкультурой и спортом;

-  психологический комфорт в семье;

-  здоровый образ жизни семьи.

К неблагоприятным для здоровья детей факторам относятся:

-  низкий социально-экономический потенциал семьи;

-  психологический дискомфорт в семье;

-  вредные привычки и заболевания родителей;

-  низкое потребление биологически ценных продуктов (молочные продукты, мясо, рыба, овощи, фрукты);

-  недостаточная двигательная активность.

Варианты ответов анкеты ранжированы на 3 уровня, которые условно отражают степень выраженности риска: риск не выражен – 1-й уровень (1 балл); слабая степень риска – 2-ой уровень (2 балла); сильная степень выраженности риска – 3-й уровень (3 балла).

Аналитическая группировка определяет взаимосвязи между различными признаками-факторами анкеты и результативным признаком. Результативным признаком является группа здоровья ребенка, наличие морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний. Строку в анкете, где указана группа здоровья, заполняет эксперт СГМ из медицинской карты ребенка. Первичная обработка материалов включает: группировку анкет по группам здоровья детей, по распределению вариантов ответов и степени выраженности риска социально-биологических факторов. Составляются вариационные ряды для сравнительного статистического анализа и выявления приоритетности факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья детей, согласно приложению 4.