Организация системы планирования, наблюдения, сбора и анализа информации за изменением показателей здоровья и среды обитания детей дошкольного возраста, страница 10

4.4 Формирование базы данных санитарно-гигиенических показателей окружающей среды в учреждениях и социально-биологических факторов риска в семье.

Результаты балльной оценки по каждому санитарно-гигиеническому показателю заносятся в Карту «Результаты санитарно-гигиенического обследования ДУ в течение года» (согласно Методических указаний 114-9911 РБ 99). В карте суммируются оценки по каждому показателю, после чего подводится общий итог по сумме всех 10 показателей. Сумма баллов по каждому показателю и по результату в целом дает возможность не только собрать полную информацию об учреждении, но и ранжировать детские дошкольные учреждения по степени риска для состояния здоровья дошкольников. Чем выше сумма баллов, тем более благоприятные условия в ДУ для нормального роста и развития детей, для сохранения и укрепления их здоровья. При низкой сумме баллов санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения оцениваются, как опасные, обладающие определенной степенью риска для ухудшения здоровья и повышения заболеваемости.

При организации СГМ на территории одного района ведется картотека результатов обследования по каждому ДУ района. Реализация СГМ на областном уровне дает возможность вести наблюдения за показателями здоровья детей в разрезе районов и за отдельными факторами санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения (например: особенности типовых проектов зданий, вид отопления и вентиляции, новые формы образовательного процесса, особенности оздоровления и т.д.).

Комплексная оценка условий воспитания и обучения позволяет выделить учреждения «риска» по высокой общей и инфекционной заболеваемости и учреждения с ростом  конкретной патологии (нарушение зрения, нарушение осанки) и завершается принятием управленческих решений. Они могут быть оперативными, требующими немедленных действий, и плановыми, с формированием перспективных профилактических программ и комплексных планов-заданий по оздоровлению среды.

Результаты повторных обследований ДУ, динамика перераспределения дошкольных учреждений по результатам нескольких комплексных оценок условий воспитания и обучения и по уровню санэпидблагополучия ДУ (оптимальный, допустимый, тревожный, опасный, критический) является показателем эффективности и своевременности принятых мер по оздоровлению внутриучрежденческой среды. По результатам СГМ проводятся совещания для совместного обсуждения вопросов охраны здоровья детей с органами управления образованием, с административными органами управления. Оформляются информационные бюллетени, материалы освещаются в печати.

При организации СГМ с углубленным изучением социально-биологических факторов риска, обобщенные результаты комплексной оценки условий воспитания и обучения в ДУ и ранжированные ответы родительских анкет заносятся в «Карту учета факторов риска здоровью», согласно приложению 5, которые используются впоследствии при определении причинно-следственных связей между факторами среды и показателями здоровья.

ГЛАВА 5

математическое обеспечение обработки материалов

Социально-гигиенического мониторинга

5.1 Методы расчета основных показателей острой заболеваемости детей.

Показатель частоты заболеваний (количество случаев заболеваний на 1000 детей). Расчет показателя производится для всего контингента дошкольников, для детей в возрасте до 3-х лет и старше 3-х лет:

 Абсолютное число случаев заболеваний за календарный год

--------------------------------------------------------------------- ----------х 1000

 Среднегодовая численность детей

Абсолютное число дней болезни на 1000 детей:

Число дней болезни детей за год

-------------------------------------------- х 1000

Среднегодовая численность детей

Индекс здоровья (частота ни разу не болевших детей):

Число ни разу не болевших детей в течении года

--------------------------------------------------------------- х 100

Среднегодовая численность детей

Показатель часто и длительно болеющих детей:

Число детей часто и длительно болевших в течение года

------------------------------------------------------------------------  х 100