Организация системы планирования, наблюдения, сбора и анализа информации за изменением показателей здоровья и среды обитания детей дошкольного возраста

Страницы работы

Содержание работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Республиканский научно-практический центр гигиены

Белорусский государственный медицинский университет

Инструкция 2.4.                        2003

Организация системы планирования,

наблюдения, сбора и анализа информации за изменением

 показателей здоровья и среды обитания детей

Дошкольного возраста

Минск – 2003


Утверждено

Постановление

Главного государственного

санитарного врача

Республики Беларусь

           2003       №

Инструкция 2.4.                      2003

Организация системы планирования,

наблюдения, сбора и анализа информации за изменением

 показателей здоровья и среды обитания детей

Дошкольного возраста

ГЛАВА 1

Общие положения и Область применения

1.1 Инструкция устанавливает методические подходы к организации системы планирования, наблюдения, сбора и анализа информации за изменением показателей здоровья детей дошкольного возраста и среды их обитания с целью ведения социально-гигиенического мониторинга на районном, городском (без районного деления) уровнях и на отдельных территориях. Инструкция разработана на основе современных знаний и требований составления нормативно-методической документации, регламентирующей организацию и проведение социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ) в области гигиены детей и подростков.

1.2 Инструкция предназначена для специалистов по гигиене детей и подростков центров гигиены и эпидемиологии, специалистов, занимающихся вопросами организации и ведения СГМ, научных сотрудников. Может быть рекомендована для врачей-педиатров, медицинских работников и руководителей детских дошкольных учреждений.


ГЛАВА 2

общая схема системы планирования, наблюдения, сбора

 и анализа информации за изменением  показателей

здоровья и среды обитания детей

Дошкольного возраста

2.1 Социально-гигиенический мониторинг проводится с целью оценки и прогнозирования состояния здоровья детей в зависимости от состояния среды обитания, условий воспитания и обучения, социальных и биологических факторов. Популяция детей дошкольного возраста (от рождения до 6 -7 лет) является приоритетной для ведения социально-гигиенического мониторинга здоровья детей, так как наиболее полно и объективно отражает практически всю совокупность факторов гигиенической, социальной, медико-санитарной и экономической среды, оказывающей влияние на здоровье в период его формирования.

2.2 СГМ здоровья детского населения делится на несколько обособленных во времени и взаимосвязанных этапов:

-  составление плана и программы наблюдений;

-  сбор информации по состоянию здоровья дошкольников, регистрация, формирование банка данных;

-  сведение материалов в таблицы с применением системы группировок и обобщающих показателей, статистический анализ;

-  обсуждение результатов, выводы, предложения, управленческие решения.

2.3 Разработка программы СГМ и составление плана наблюдений предусматривает ряд действий: указывается кем, когда, на каких объектах будут проводиться исследования. Определяются цели, задачи, объем исследований. Намечаются этапы исследований, отрезки времени наблюдений, методики, исполнители. Утверждается годовой план лабораторного контроля за организацией условий содержания дошкольного учреждения, условий воспитания, обучения, организации питания дошкольников.

2.4 Сбор первичного материала проводится в зависимости от цели и задач мониторинговых наблюдений. Сбор первичного материала о состоянии здоровья детей дошкольного возраста осуществляется на основании официальной отчетно-статистической документации.

Формирование банка данных о факторах среды обитания, среды дошкольного учреждения, условиях воспитания, обучения, питания, медицинского обеспечения осуществляется в порядке предупредительного и текущего государственного санитарного надзора за детскими дошкольными учреждениями.

2.5 Многочисленные качественные и количественные факторы окружающей среды унифицируются при помощи экспертных оценок (баллы, условные единицы) для комплексной оценки уровня санитарно-эпидемического благополучия дошкольного учреждения.

2.6 Комплексная оценка уровня санитарно-эпидемического благополучия дошкольного учреждения интегрирует условия воспитания и обучения и все другие факторы окружающей среды, которые прямо или косвенно воздействуют на организм ребенка и позволяет:

-  установить причинно-следственные связи в системе «детское учреждение - здоровье детей»;

-  выявить и провести ранжирование факторов риска с целью определения наиболее значимых и требующих неотложных мер по их ликвидации;

-  разработать план гигиенических мероприятий по укреплению здоровья детей с целью управления состоянием здоровья детского населения и профилактики неблагоприятных условий воспитания и обучения.

2.7 Объем статистической информации о состоянии здоровья детей и различных факторах среды обитания позволяет использовать специальные прикладные программы математического моделирования для получения наиболее важных характеристик здоровья детей, прогноза состояния здоровья детского населения, закономерностей роста и развития детей в современных условиях.

глава 3

рекомендации по организации сбора информации за изменением показателей здоровья и заболеваемости детей

Похожие материалы

Информация о работе