Организация системы планирования, наблюдения, сбора и анализа информации за изменением показателей здоровья и среды обитания детей дошкольного возраста, страница 12

5.4Установление причинно-следственной связи между показателями заболеваемости детей и факторами санитарно-гигиенического состояния ду. Статистические методы изучения связей.

Санитарно-гигиенические показатели среды в дошкольном учреждении представляют собой сложные системы взаимосвязанных факторов. Для оценки этих факторов и установления наиболее существенных связей, характеризующих отрицательное влияние факторов на здоровье детей и повышенную заболеваемость, предлагается метод корреляционно-регрессионного анализа.

В математической модели корреляционной связи различается результативный признак (функция) и факториальный признак (аргумент). Уравнение корреляции представляет зависимость между факторами:

  y = f(x1, x2, x3…, xn),

 где y – результативный признак (общая заболеваемость на 1000 обследованных);

x1, x2, x3 и т.д. – факториальные признаки (санитарно-гигиенические показатели в баллах;

f – знак функциональной зависимости.

Уравнение регрессии характеризует усредненное влияние на результативный признак факторов. Количественное выражение зависимости пары признаков выражается уравнением:   у = а0 + а1х;

где а0 и а1 – коэффициенты регрессии.

Коэффициенты регрессии показывают, как изменится в среднем значение результативного признака (у) при увеличении факториального признака (х) на единицу. Разработана математическая модель анализа, в которой структурными элементами являются сумма баллов основных санитарно-гигиенических показателей, отражающих уровень санэпидблагополучия ДУ и показатели общей заболеваемости, рассчитанные на 1000 детей среднесписочного состава. Модули и параметры программных уравнений, указывающих на сколько процентов увеличивается заболеваемость при определенном уровне снижения санэпидблагополучия, можно считать относительным риском увеличения заболеваемости среди детей, подвергшихся влиянию факторов. Расчет точности уравнения регрессии используется для осуществления прогноза снижения или увеличения заболеваемости от отдельных факторов среды.

Алгоритм программы, содержащей математическую модель корреляционно-регрессионного анализа «Regran-1» (Минск, 1991) производит последовательную процедуру обработки, включающую:

- расчет параметров регрессионного уравнения: а0, а1, а2 …. ап;

- получение коэффициента корреляции;

- оценку достоверности коэффициента корреляции;

- определение достоверности интервала для регрессионного уравнения;

- оценка точности подобранной для описания зависимости y = f (х) аналитического уравнения.

Корреляционно-регрессивный анализ связи между показателями заболеваемости и санитарно-гигиеническим факторами дает возможность принять обоснованное управленческое решение, выработать дифференцированный подход к кратности и объему обследований ДУ, выявить базовые учреждения для изучения опыта и оказания организационно-методической помощи детским учреждениям в деле охраны здоровья детей. Разработано «Руководство для пользователя программы «Regran-1», согласно приложению 6.

5.5 Анализ зависимости показателей здоровья детей от социально-гигиенических и биологических факторов.

Анализ социально-гигиенических факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья детей дошкольного возраста, является динамическим процессом. Учитывая многофакторность динамических социально-гигиенических явлений, для их изучения и описания рекомендуется

вероятностно-статистический метод корреляционного анализа. Анализируются следующие характеристики:

-  результативные показатели здоровья: наличие у детей функциональных нарушений и хронических заболеваний, регистрируемых лечащим врачом в медицинских картах детей;

-  факторы социально-гигиенического комплекса, ранжированные в анкетах, заполненных родителями, по 3-м градациям (отсутствие риска здоровью, слабая степень риска и выраженный риск).

Анализ динамических рядов заключается в выявлении тренда (устойчивой тенденции). Для оценки связи рассчитывается парный коэффициент корреляции (r), определяющий связь между результативным признаком (х) и изучаемым явлением (у). В зависимости от величины коэффициента оценивают устойчивость ряда: