Государственное регулирование рыночной экономики, страница 9

Участники рынка, как считают сторонники теории рациональных ожиданий, вполне понимают, как функционирует экономика. Доступную информацию они используют для принятия решений, которые наилучшим образом соответствуют их частным интересам. Люди проецируют опыт прошлого на будущее  и оценивают последствия экономической политики государства для себя. Тем самым эффективность любых государственных мер по регулированию экономики ставится под сомнение. Если государство, к примеру, увеличит налоги с целью улучшения состояния бюджета и борьбы с инфляцией, налогоплательщики потребуют упреждающего увеличения заработной заплаты. Цель сдерживания инфляции не будет достигнута. Общий вывод сторонников ТРО откровенно пессимистичен: реакция населения на свои ожидания делает бесплодной дискретную стабилизационную политику. Дискретная политика скорее усиливает, чем смягчает циклические колебания. Поэтому государству следует отказаться  от  всякой экономической активности.

Сильной стороной ТРО является единство экономического и психологического анализа поведения субъектов  хозяйствования, что вообще характерно для западной экономической мысли.  Но ТРО  часто находится в противоречии с фактами. Как за рубежом, так и в России имеется достаточно доказательств способности правительства повлиять на реальный объем национального производства и занятости.  Граждане в целом не склонны рассматривать экономическую политику правительства как политику, находящуюся в противоречии с их собственными устремлениями.

После второй мировой  войны на Западе широкое представление получила теория  государства всеобщего благоденствия.  В рамках теории  государство изображается  как сила, устраняющая  несправедливость капиталистического строя  и обеспечивающая  рост благосостояния  широких масс населения. Теоретическими источниками  концепции явились кейнсианство и реформистская идеология.

Государство согласно этой концепции раньше стояло  на позициях невмешательства  и не боролось с социальными несправедливостями. А ныне оно  превратилось в силу,  которая противостоит  монополиям  и добивается социальной гармонии.

 В советский период теория государства всеобщего благоденствия  в странах капитала считалась ложной, апологетической, защищающей сложившуюся систему капиталистических производственных отношений, якобы не способных к реформированию без социальной революции. Время  не  подтвердило правильность суждений идеологов ортодоксального марксизма. На западе  широкое распространение  получила система  участия рабочих  («синих воротничков») в прибылях.  Акционерная форма  собственности стала  реальным средством демократизации управления, приобщения к нему  широких  масс трудящихся. Активная фискальная политика  государства позволила  централизовать  значительные доходы, используемые в борьбе  с бедностью  в результате  широких государственных программ поддержки  мало имущих граждан. Средства государственного бюджета используются для финансирования здравоохранения, образования, фундаментальной науки, выплаты пособий по безработице.

 Достойны упоминания большие успехи государственного регулирования социально-экономических процессов в Швеции, Японии, США, Германии  и других странах. В Швеции подлинно народным стало  здравоохранение, ликвидирована безработица. В Японии быстро растете уровень жизни. Эта страна являет миру успехи  в области качества продукции  на базе самоуправления в трудовых коллективах.

Значительны  и успехи стран, сравнительно недавно  защищавших преимущества плановой экономики – СССР  и Китайской  Народной Республики, а также стран Восточной Европы. В нашей стране  в советский период  достигнуты  большие успехи в сфере народного образования, защиты материнства  и детства, организации культурного  досуга граждан, в обеспечении  всеобщей занятости. В период  экономических преобразований последних лет  некоторые  из этих ценностей были утрачены. Тем  более важно их восстановить, не отказывалась от  генеральной  линии  преобразований рыночного типа.