Государственное регулирование рыночной экономики, страница 5

Кейнс выдвинул принцип не сводимости  общественного  блага к сумме  благ  индивидуальных, т. е. качественной особенности целого. Следствием явилось понимание того, что действия, направленные на рост  индивидуального богатства,  не обязательно  приводят к росту  совокупного богатства.

Эта мысль есть ранее у К. Маркса, но Дж. Кейнс перенес исследование  в чисто научную  плоскость , отвергнув революционность  К. Маркса. Основные положения научного коммунизма Дж. Кейнс не принял.

Выдающийся английский экономист подверг суровой критике центральные положения классиков (рыночников). Он  опроверг закон Ж. Б. Сея,  в соответствии с которым  всякое  предложение  товаров (услуг) рождает  собственный спрос, а поэтому  система пребывает  в равновесном состоянии без вмешательства извне. На самом деле ранок не имеет механизма, балансирующего сбережения и инвестиции. Решение о сбережениях принимают одни участники рынка, решения об инвестициях – другие. Процентная ставка – важный, но не универсальный и не самодостаточный  стабилизатор рынка.

Макроэкономическая ситуация  в России в 90-е годы 20 века находится  в согласии с этим  пессимистическим  в отношении рынка  выводом. «Инвестиционный голод »  в России  сочетался  с вызовом капитала за рубеж в объеме  примерно 20 млрд. долл.  в год.

Классики (рыночники) связывают автоматизм механизма рыночной самонастройки  с пластичностью,  гибкостью рыночных цен. Кейнс развеял идеализацию рынка. Он показал что, заработная плата  и цены  неэластичны  в сторону снижения. Когда рыночная конъюнктура  сильная, уровень цен растет. Но при слабой конъюнктуре   заработная плата и цены не  снижаются или снижаются  совершенно недостаточно  для того, чтобы заметно повлиять  на совокупный спрос.

Этот важный вывод Кейнса  не был в должной мере принят к сведению российскими реформаторами. Отпустив цены  в  1992 году, они надеялись на быстрое установление  обратной зависимости между уровнем цен и совокупным спросом. В такой ситуации платежеспособный спрос автоматически остановит рост цен. Увы, события в России развивались по сценарию Кейнса, а не классиков.

Неэластичность заработной платы и цен в сторону снижения приводит к так называемому отрицательному «эффекту храповика» (см. график).

 


По мнению классиков, снижение совокупного спроса не приведет  к сколько-нибудь значительным потерям. Реакцией рынка будет снижение уровня цен. Совокупный спрос (AD1) и совокупное предложение  (AS)   после снижения  цен вновь будут  сбалансированы, а равновесный объем национального производства  упадет на величину отрезка  АВ на горизонтальной оси. Однако если уровень цен не изменится при «вялой»  конъюнктуре, равновесие становится в точке С. Таким образом, классики недооценивают потерю в объеме национального производства на величину отрезка ВС на графике.  Заметим, что он больше отрезка АВ.

Общий вывод Кейнса: цены и другие встроенные стабилизаторы рынка недостаточны. Рынку при резких колебаниях конъюнктуры должно помогать государство.  Для этого оно должно стимулировать совокупный спрос при слабой конъюнктуре и ограничивать его при сильной («перегретой») конъюнктуре.

Кейнс изменил направление причинно-следственной связи между совокупным спросом и совокупным предложением. Спрос оказывает решающее влияние на предложение товаров (услуг), а через него на объем производства и занятость.

В арсенале средств государственного влияния на экономику средства фискальной          (налоговой и бюджетной) и финансово-кредитной политики. Первым Кейнс отдавал предпочтение. Позднее появилась критика по поводу той большой роли, которую великий экономист уделял налоговым рычагам для стимулирования конъюнктуры или ее сдерживания. Монетаристы откровенно выводят на первый план финансово-кредитный механизм. Сама критика свидетельствует, по нашему мнению, о недостаточно глубоком понимании теории эффективного спроса Дж. Кейнса. С помощью налоговой системы преодолевается разрыв между общественной установкой на максимум национального дохода и установкой фирм на максимум прибыли. Именно налоговая система разрешает конфликт в пользу общественных интересов. Трансферты (налоги «наоборот») в сочетании с прогрессивными налогами позволяют правительству решать социальные задачи. Финансово-кредитный механизм более  нейтрален к проблемам социальной справедливости, чем фискальная политика.