Государственное регулирование рыночной экономики, страница 7

Сторонники экономической теории, ориентированной на предложение, особенно яростно атакуют фискальную политику по Кейнсу. Они убеждены, что рано или поздно дополнительные налоги трансформируются в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек. Дополнительные налоги негативно влияют на инвестиционный климат в стране, подрывают стимулы к высокой производительности труда.

Налоги, по мнению А. Лаффера, представителя теории экономики предложения, необходимо  оптимизировать. Общий подход к регулированию налогов представляется А. Лаффером графически.

 


Рис. Кривая Лаффера

Налоговая ставка, соответствующая точке L, недостаточна. А налоговая ставка, соответствующая точке N, чрезмерна. Оптимальная налоговая ставка соответствует точке М.

По мнению А.Лаффера, низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними  и даже растущими налоговыми поступлениями. Низкие налоговые ставки стимулируют дополнительное производство, а поэтому и дополнительные налоговые сборы.

Аргументы А. Лаффера стали основой экономической политики администрации президента США Р. Рейгана (1981-1988). Начиная с 1981 года, ставки личного подоходного налога и налога на прибыль  корпораций сократились. В результате этой и других мер, США удалось снизить уровень  инфляции с 13,5% в 1980 г. до 10,4% в 1981г и 3,2% в 1983г. Но  последствия стимулирующей фискальной политики были перекрыты политикой дорогих денег; начиная с 1982 года рос бюджетный дефицит. Результаты эксперимента можно поставить под сомнение, тем более, что экономической стабилизации в США в это время способствовало снижение мировых цен на нефть.

Льготные налоги немедленно стимулируют спрос и провоцируют инфляцию спроса. Их положительное влияние на предложение запаздывающее и слабое.

В России  тормозом для проведения  стимулирующей налоговой  политики является ныне  большой государственный  долг.  Высокие налоги  в 90-е годы  20 века,  в конце концов, позволили  обеспечить бездефицитный бюджет и встать теперь на путь  умеренных налогов.

В целом концепция А. Лаффера  страдает научной незавершенностью, а опытная  ее проверка  в случае неудачного  исхода  чревата  большими  народнохозяйственными потерями. Вместе с тем  совершенствование  налоговой системы  в  России остается актуальной задачей.

Альтернативной кейнсианству теорией  выступает в наше время  монетаризм. Интеллектуальным лидером  монетаристской школы  является Лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г.  Милтон Фридмэн. Он положил  начало  эмпирическим   и теоретическим исследованием, призванным  показать, что  деньги играют гораздо более важную роль в определении уровня  экономической  активности , чем полагают кейнсианцы.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки  в достаточной мере  конкуренты и  что система рыночной  координации  обеспечивает  высокую степень  макроэкономической  стабильности. Вмешательство  правительства и профсоюзов  в регулирование  рыночных цен, заработной платы,  законодательство о монополиях,  с точки зрения  монетаристов, только делает рынок  негибким и подрывает  макроэкономическую стабильность.

Монетаристы являются последовательными  сторонниками   laissez faire,  или свободного рынка. В противовес  кейнсианской дискретной фискальной  и кредитно-денежной политике государства монетаристы делают упор  на деньгах. Основополагающим  уравнением  монетаристов является  уравнение обмена:

MV=PQ,

где   M -  предложение денег,

        V - скорость обращения денег,

        P - уровень цен, 

        Q - физический объем реализуемых товаров и услуг.

Произведение MV   представляет собой  общие расходы  покупателей,  а произведение  PQ  - общую выручку  продавцов.