Государственное регулирование рыночной экономики, страница 10

5.4.  Реформа хозяйственной системы России.

          Первые результаты и  перспективы

Вопреки распространенному мнению экономика СССР не бала чисто  командной, т. е. Основанной  на принятии хозяйственных решений исключительно в центре через обязательный   к выполнению государственный план. Даже  после сворачивания НЭПа рыночное регулирование отчасти использовалась. В суровые  послевоенные годы  товарные излишки колхозов сверх государственного плана поставок продавались  по  свободным ценам  на колхозном рынке. В 60-е  годы 20 века повышена роль  товарно-денежных отношений, прибыли как мотива  деятельности предприятий, хозяйственного расчета  и самофинансирования, договорных цен. Этот первый  опыт поворота  экономики к рынку получил определенное  развитие  в 70-е и  и 80-е  годы. Вместо плана – директивы  широкое распространение  получил государственный  заказ, размещаемый на конкурсной основе. Предприятия были наделены правом  самостоятельной разработки планов своего  социально-экономического развития. Экономика СССР не была, таким образом, совершенно негибкой. Это была смешанная экономика, в которой  рынок   рыночное саморегулирование  уступали  по значению централизованному  плану.

Социальный  эксперимент в России, начатый  в 1917 году, на многие годы поставил вне закону  частную собственность. Эффективность государственной собственности и ограничения рынка подтвердились  далеко не повсеместно.  Обратный процесс разгосударствления собственности и ограничения рынка подтвердились далеко не повсеместно. Обратный процесс разгосударвления собственности и стимулирования рыночных отношений начался в 90-е годы 20 века. Целями экономических преобразований были:

-  формирование рыночной структуры хозяйства, т. е. Развитие  рынка товаров услуг, создание фондового и валютного рынков, прекративших существование в советский период, рынка труда  и других институтов, свойственных  смешанной экономике;

-  либерализация  цен и формирование,  и формирование  на этой основе  совокупного спроса и  совокупного предложения, не искаженных  государственным  диктатом;

-  макроэкономическая стабилизация, как на рыночной основе, так и базе экономического регулирования со стороны государства;

-  изменения в отношениях собственности  и  узаконение всех форм собственности, включая частную; 

-  аграрные преобразования с использованием различных форм собственности и порядка землепользования, адекватных рынку;

-  Реформа хозяйственной системы разработка  мероприятий по социальной защите населения в условиях пе5рехода  от централизованного регулярного регулирования  к рыночным формам хозяйствования;

-  развитие экономики открытого типа с включением национального хозяйства России в систему мирохозяйственных связей.

России запоздала.  В стране накануне реформы 1992 года   свирепствовала последняя  инфляция, сдерживаемая  государственной  дисциплиной цен.  Пришлось отказаться  от умеренной  эволюционной концепции экономических преобразований по опыту КНР в пользу концепции «шоковой терапии». Так был назван  инструмент формирования рынка  и антиинфляционной политики, реализующий одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Концепция « шоковой терапии» в основном строилась  на  монетаристких рецептах, рассмотренных выше.  Финансовая политика правительства  в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение  жестких бюджетн6вых ограничений, сменяющих мягкие  бюджетные  ограничения, характерные для СССР. Жесткие бюджетные  ограничения  означают, что предприятия могут тратить  только то, что зарабатывают  сами, не рассчитывая на дотации из бюджета.

Что касается  тягот для населения,  этого спутника «шоковой терапии», то монетаристы считают, что период высоких цен  лучше пройти быстро, не растягивая финансовую стабилизацию на долгие годы.