Государственное регулирование рыночной экономики, страница 11

Переходный период в России отмечен беспрецендетным для мирного времени в крупной стране  спадом объема  материального производства , практически более, чем двойным. Результатом был тяжелый бюджетный  кризис. Развился теневой сектор экономики; недопустимых размеров  достигла утечка капитала за границу.

Начиная с 1995 года был выбран путь  покрытия  бюджетного дефицита за счет  заимствованных на внешнем и внутреннем рынках. Эмиссия государственных  долговых обязательств привела к  резкому удорожанию кредитных ресурсов и дефициту инвестиций.  Чрезмерная активность  государства на финансовом рынке  никак не способствовала  развитию материального производства. В 1998 году государство потеряло возможность  рассчитываться по своим долгам, главным образом из-за  финансовых потрясений в мировой экономике и падения  мировых цен на нефть. Правительство России  было вынужденно  объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение курса рубля и новый виток  экономического кризиса.

Годы экономических преобразований  в России отмечены  трансформационным спадом. Прежние плановые механизмы координации  хозяйственной  деятельности быстро были  разрушены, а новые,  рыночные механизмы координации еще  слабы  или отсутствуют вообще. Большими трудностями  в переходный период  отмечена  институциональная трансформация. Институты – это формальные и неформальные правила  экономической деятельности, экономические организации, их состав, структура и содержание.  Развитие институтов есть  эволюционный процесс; институциональная система  сильно зависит  от предшествующего исторического  пути.

Практика трансформации не должна  была игнорировать  основную особенность российского исторического пути – огромной роли государства.  Стремление одномоментно освободить  экономику  от государственного вмешательства  обернулось неудачей и не позволило реформам  продвинуться так далеко, как на это рассчитывали их инициаторы. В качестве  примера можно  привести  отсутствие  в России  рынка  земли, что не позволило использовать ипотечный кредит и сильно сужало возможность представления кредитов сельскому хозяйству.

Среди институциональных реформ  в России  ведущее место занимает приватизация. И  акционирование. Приватизация позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать эффективного собственника, заинтересованного в развитии своего предприятия.

Антиинфляционная политика  проводилась за счет  сжатия денежной массы и привязки рубля  к доллару  в рамках  валютного коридора. Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие  в 1994 году закона о  Центральном банке России,  по которому банк не зависел от исполнительной власти; правительству был закрыт  доступ  к «печатному станку».

Стабильность рубля центробанк должен обеспечивать тщательным обоснованием денежной эмиссии. Только в первой половине 1997 года, когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк России стал постепенно смягчить денежную политику, увеличивая денежную эмиссию, что сыграло заметную роль в оживлении производства.

Сегодня трудности и тяготы экономических преобразований для нас, россиян, в основном позади. Но  многие проблемы экономического развития страны требуют государственной поддержки. Объектом неослабевающего государственного контроля  должны быть ведущие пропорции развития народного хозяйства,  темпы роста структуроопределяющих для России отраслей – нефтяной и нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, электроэнергетики, транспорта и другие. Приватизация собственности – не единственное направление развития отношений  собственности. Обратный процесс – национализацию, если это целесообразно с позиции народнохозяйственных интересов, также следует считать нормальным процессом.

Далека от совершенства стратегия государства в области ценообразования. Прямое государственное регулирование цен на продукцию (услуги) монополистов не подтверждает своей эффективности. Рыночные и государственные цены функционируют в одной системе, они взаимосвязаны. Повышение первых с необходимостью требует пересмотра вторых.  Государственное сдерживающее влияние на уровень цен следует, на наш взгляд, обеспечивать с помощью дифференциации налогов. Снижение затрат на производства должно быть выгодно налогоплательщику, а повышение цен – не выгодно. Следует вернуться к практике дифференциации налога на прибыль компаний  в зависимости от уровня рентабельности в цене. Вообще, роль налоговой системы в экономике смешанного типа велика. Налоговая система – это основной рычаг государства  в плане стимулирования ресурсосбережения, деловой активности и развития производства.