Методика технико-экономического обоснования на систему обучения пользователей, страница 8

2. Изменение фондоотдачи за счет реализации проекта. Рост фондоотдачи за счет реализации проекта на предприя­тии в относительном выражении можно определить из выраже­ния

I = Фо(пр):Фо (др),

где Фо(пр) - фондоотдача после реализации проекта;

Фо (др)- фондоотдача до реализации проекта.

3. Изменение рентабельности за счет реализации проекта:

а) изменение рентабельности продаж -

R=DП/В

Где  DП-  изменение величины прибыли после реализации проекта;

В - объем реализации продукции после осуществления проекта;

б) изменение общей рентабельности

Rоб=DП/(ОС+ОбА)

ОС- основные средства предприятия

ОбС- оборотные активы

в) изменение рентабельности собственного капитала

г) изменение рентабельности основной деятельности

Аналогичным образом можно определить величину измене­ния и других показателей эффективности работы предприятия.

Если показатели эффективности работы предприятия после реализации проекта повысились по сравнению с базисным пери­одом, то это свидетельствует о том, что вложенные инвестиции положительно повлияли на его производственную и, как след­ствие, экономическую деятельность.

Вместе с тем для оценки эффективности СДО все эти показатели не применимы, т.к. основаны на росте объемов производства, определяющих выручку и доходность бизнеса. Такими показателями могли бы стать приросты объемов перевозок железнодорожного транспорта и соответствующие им приросты доходов. К таким же показателям могли быть отнесены приросты выручки и объемов продаж ГВЦ и других функциональных филиалов ОАО РЖД за счет реализации дополнительных разработок программных и информационных комплексов. Вместе с тем, основа идеи СДО не в росте коммерческой деятельности информационных центров, а в сокращении отраслевых затрат на непрерывное обучение работников отрасли и получение эффекта от повышения их квалификации.

Применительно к информационным технологиям и технологиям обучения вопрос о выгодности вложения средств в повышение квалификации персонала может быть решен экспертной увязкой прибыли фирмы и функционирования информационной системы.

Если руководитель может считать, что наличие информационной системы определяет 60% прибыли фирмы, а эффективность информационной системы 75%, то принимая гипотезу о линейности взаимосвязи, считаем, что каждый процент повышения эффективности информационной системы дает 0,8% увеличения прибыли.

Поскольку действующая информационная система в приведенном примере  работает с эффективностью 75%, то общие потери эффективности составляют 25 %: 12,5% из-за ошибок персонала, 5% - из-за неоптимальной настройки, 7,5% -по причинам не зависящим от персонала. Допустим, что при квалифицированном персонале ошибок будет втрое меньше, тогда потери эффективнсоти из-за ошибок персонала составят 4,2%. Предположим также, что потери эффективности из-за неправильной конфигурации информационной системы уменьшатся в 10 раз- до 0,5 %. Потери по причинам, не зависящим от персонала по прежнему будут составлять 7,5%. Тогда общие потери при обученном персонале составят 12,2%, т.е. эффективность вырастет на 25-12.2= 12,8(%), а прибыль на 12,8*0,8=10,3%.

Если принять допущение о том, что внедрение СДО повышает эффективность информационных систем, то возможно оценить прирост прибыли отрасли, используя приведенную схему расчетов после исследования причин ошибок и неэффективности работы информационных систем на железнодорожном транспорте.

Применение дистанционного обучения в фирме IBM каждые 1000 дней классных занятий переведенных в дистанционную форму обучения позволяют сэкономить 500 тыс. долл США. Соответственно, экономия одного чел.дня традиционного обучения позволяет получить эффект 500 долл. США. Оценка потенциального количества обучаемых пользователей Единой отраслевой системы непрерывного обучения пользователей информационных систем на основе данных ГВЦ МПС составляет 15 тыс.чел. Соответственно, при традиционной технологии требуемое число человеко-дней 300 тыс. чел.дней, что соответствует оценке эффекта « по условиям IBM» в размере 150 млн. долл. США. Однако условия России, оплаты труда в отрасли отличаются от условий IBM, кроме того концептуальные основы системы дистанционного обучения также имеют определенные отличия, поэтому применять данные оценки для определения экономических выгод трудно.