Автомобилизация и дорожное движение. Характеристика дорожного движения. Задержка движения. Исследование дорожного движения. Анализ дорожно-транспортных происшествий, страница 11

Так что, зная показатели опасности при выполнении маневра можно дать оценку сложности транспортного узла, перекрестка или участка дороги.


Рис. 12  Виды и условные обозначения маневров и конфликтных точек.


Так что всегда имеется возможность дать оценку участка дороги.

1)  А < 40 – перекресток простой;

2)  А = 4080 – средний;

3)  А = 80150 – сложный;

4)  А > 150 – особо сложный.


Рис. 13. Конфликтные точки на пересечении двухполосных дорог:

 1 – отклонения; 2 – слияние; 3 – пересечения.


 В практике проектирования и организации движения на перекрёстках участках учитывают сложность перекрёстка в зависимости от интенсивности транспортного средства по направлениям, в этом случае в рассчитанные схемы вводят показатель – индекс интенсивности движения, который определяется в виде доли от интенсивности движения транспортного средства по направлениям.

                                         (2)

Сложность перекрёстка с учётом индекса интенсивности равняется:

                (3)

;           ;                  




Фрагментом характеризуемым опасность манёвров по отклонению является следующий:

Рис.15. Схема движения при маневре отклонения.

Оценка эффективности организации дорожного движения.

Необходимость проведения оценки эффективности ОДД обусловлена тем, что во всех практически случаях необходимо иметь сопоставляющие показатели, с помощью которых можно было бы дать сравнительную оценку принимаемых оценочных решений. Желательно использовать критерии, которые давали бы возможность рассчитывать относительные и абсолютные оценки. К абсолютным относят оценки, получаемые вследствие сопоставления фактического результата с нормируемой величиной. На практике наиболее характерными критериями эффективности являются:

·  состояние аварийности;

·  показатели транспортных и пешеходных потоков;

·  эксплуатационные и экономические показатели.

Состояние аварийности оценивают количеством ДТП, случившихся на улично-дорожной сети в течение 1 года. Обычно, если в течение 1 года происходит 3 и более ДТП, то такие участки дорог относят к местам концентрации ДТП. Однако эта численность должна быть связана с интенсивностью. Места с небольшой интенсивностью и количеством ДТП не более двух, также могут быть местами концентрации ДТП.

Как правило, эти фрагменты увязывают , кроме того, с уравнениями загрузки дороги, определяемым с помощью коэффициента загрузки как отношение фактической интенсивности движения к пропускной способности дороги. Этот показатель на должен быть  0,8 , т.е. при условии, если дорога загружена более, чем на 80%, движение по ней становится практически невозможным.

  На состояние аварийности влияет показатель скоростного режима движения автомобиля, плавность хода транспортного потока, наличие неравномерности (аритмия). Эти значения получают натурными наблюдениями за транспортными потоками, использованием метода прямого подсчёта или шумового метода. Содержательность шумового метода заключается в том, что неравномерные потоки транспортных средств излучают шумовые волны различной частоты и амплитуды  в отличие от потоков транспортных средств, движущихся равномерно.

С  этой целью используют специальные лаборатории, на которых используются шумомеры, позволяющие записать характеристику шумовой волны, излучаемой шумовым потоком. В последующем, сопоставляя данные с некоторым эталоном, рассчитывают равномерность движения транспорта. Для того, чтобы транспортные потоки соответствовали условиям равномерного движения, скорости движения общественного транспорта  ограничивают минимальными значениями. 

 Так для маршрутного автобуса скорость движения не должна быть менее 15км/ч, экспресса – 20км/ч.

Соблюдение скоростного режима оценивается введением коэффициента, рассчитываемого как отношение фактического значения скорости движения транспорта к расчётно-допустимой.

 - коэффициент скоростного режима

   - коэффициент загрузки дороги.