Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 6

Наиболее сильные отличая видны по пунктам: «социальная роль», «деятельность», «отношения между членами группы». Если говорить об общем впечатлении относительно сочинений, то наиболее ярким отличаем сочинений, написанных членами факультативной группы от сочинений, написанных членами обязательной группы является:

1)  слишком частое описание личных проблем в сочинениях членов обязательной группы;

2)  проблема лидерства и социальных ролей в сочинениях членов факультативной группы, притом, что в обязательной группе большинство выделенных социальных ролей отводилось «одноклассникам», лишь 3 раза встретились такие роли, как: «лидер», «звезда»;

3)  включение в деятельность группы есть в 100 % сочинений членов факультативной группы. Включение в групповую деятельность в обязательной группе практически отсутствует.

2.3. Интервью двух типов групп, собранных в обязательном и факультативном контексте (результаты и выводы).

Интервью, проводимое нами, имело открытые вопросы, сформулированные в рамках пяти пунктов. Первое - деятельность (т.е. направление деятельности субъекта совпадает с направлением деятельности группы). Вопросы рассматривались в связке, совпадает ли по мнению субъекта его деятельность с деятельностью группы. Вторым пунктом были выделены ценности, установки (совпадают ли ценности субъекта с ценностями группы). Третьим моментом, выделенным нами в вопросах интервью, была групповая роль (совпадают ли функции и характеристики роли в ожиданиях субъекта и группы). Характеристику идентификационного процесса - цели (разделяет ли субъект цели группы), мы выдели четвертым пунктом интервью. И последняя группа вопросов была ориентирована непосредственно на причастность.

Опрос проводился нами, как индивидуальная беседа опрашиваемого с исследователем, следовательно, была возможность расширить область вопроса, где это было необходимо, и задать вопрос помогающий понять значение специфичного ответа опрашиваемого.

Большинство ответов на первый пункт нашего интервью в обязательной группе было стандартным, и вот типичные ответы на эти три вопроса:

1.1  Общаемся

1.2  Тоже общаются и обучаются.

1.3  Пчелиный рой. Часто напоминают «Лебедя, рака и щуку», по сравнению со мной.

Деятельность группы не рассматривается, как деятельность индивида. На вопрос, что ты делаешь в классе, обычно считается необходимым получить ответ более связанный с учебной деятельностью.

Ответы на вопросы первого пункта интервью в факультативной группе отличаются, явным преобладанием в них проблем, связанных непосредственно с деятельностью клуба.

1.1.  Занимаюсь благотворительностью.

1.2.  Тоже благотворительностью, проектами.

1.3.  «Мы и больница», проект так и есть.

Один из мальчиков так и сказал, что клуб направленный, для педагогов должно быть понятно, что юношам и девушкам интересно заниматься благотворительностью, когда кроме этого еще других проблем хватает, связанных с поступлением, окончанием школы, планированием дальнейшей жизни и взаимоотношениями со сверстниками.

Типичный ответ старшеклассника на вопрос, о том, что будет с классом дальше, звучит следующим образом:

«4.1. Встречаться то будем, но не с классом, а с несколькими одноклассниками.»

Что касается такого же вопроса относительно клуба собранного по интересам, то на наш взгляд наиболее типично на него ответил один из мальчиков:

«4.1. Новые придут, если организуется «Ротерклаб», то мы пойдем дальше. Мы собираемся встречаться, устраиваем совместные собрания.»

На вопрос, касающийся отличий в поведении, член клуба «Интеракт» ответил:

«5.1. Отличается, в клубе меньше агрессии, все работают на взаимопомощи, в жизни тебе не станут помогать, если не надо.»

Последний вопрос нашего интервью касался мнения, опрашиваемого относительно того дружная ли их группа или нет, на что один из учеников 10 МДО класса ответил: