Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 10

Таблица 2.4.6. «Сравнение первых пяти общегрупповых инструментальных ценностей в обязательной и факультативной группах».

Обязательная группа

Групповой ранг

Факультативная группа

Независимость

1

Образованность

Жизнерадостность

2

Самоконтроль

Ответственность

3

Ответственность

Образованность

4

смелость в отстаивании своего мнения

Воспитанность

5

Широта взглядов

«Независимость» ценна для обязательной группы больше всего и показывает желание старшеклассников не подчинятся установленным нормам, что также подтверждается результатами наблюдения (см. п.2.5.). Для факультативной группы самым ценным является «образованность». Рассматривая эти данные с данными предыдущей таблицы (см. таблица 2.4.5.), можно сказать что «образованность» является ценным инструментом для осуществления активной продуктивной деятельности и следованию групповым нормам. Второй ранг ценности интересно рассмотреть в паре, при ценности «жизнерадостности» в обязательной группе, параллельно ценным для факультативной группы является «самоконтроль», что также подтверждает основной вид деятельности в обоих типах групп. На третьем месте в обоих типах групп стоит «ответственность», что на наш взгляд является спецификой возраста, возможно, это инструмент для выбора и планирования будущей жизни. «Образованность» для членов обязательной группы ушла на три пункта ниже по сравнению с факультативной группой, но говорит все о том же, что включенность в группу является ценным для ее членов. На четвертом месте в факультативной группе стоит ценность - «смелость в отстаивании своего мнения», во фрагментах наблюдения (п.2.5.) есть подтверждения этой ценности, юношам и девушкам важно чувствовать причастность к группе и занимать в ней достойное место. На пятом месте участники обязательной и факультативной групп выделяют ценным «воспитанность» и «широта взглядов» соответственно. На наш взгляд это опять показывает идентификацию членов группы, через осуществление основной на их взгляд деятельности в группе. Помогать другим людям можно только, обладая широтой взглядов, а эффективно общаться, будучи воспитанным человеком.

2.5. Наблюдение двух типов групп, собранных в обязательном и факультативном контекстах (результаты и выводы)

В соответствии с системными воззрениями на групповой процесс К. Левин полагал, что одним из отличительных признаков группы является принцип взаимозависимости ее членов. Что же касается  конкретного исследования  группы, то, по его мнению, «наблюдение необходимо, чтобы получать факты, относящиеся не к поведению изолированных индивидуумов в группе, а характеризующие целостные  феномены групповой жизни» (15, с.15-16).

Наблюдение проводилось нами по определенной схеме, в течении полугода, с регулярными еженедельными интервалами, чтобы не пропустить важных моментов в жизни групп и фиксировалось в специальных «бланках наблюдения форм регулирования конфликтов идентификации в малой группе» (приложение № 5). Ниже мы приведем фрагменты протоколов наблюдения, которые на наш взгляд демонстрируют характеристики идентификационного процесса в группах.