Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 4

Большая часть старших подростков ориентирована на нахождение в классе, даже если есть сфера интересов за пределами класса, все же стараются найти что-то общее между собой и своим классом. Из сочинения старшеклассника: «Идеальные классы встречаются редко, но это не причина забить на все и перестать пытаться сделать класс лучше». Большинство детей чувствуют свою причастность к определенной подгруппе существующей в классе. Так, одна девочка в сочинении размером с тетрадную страницу употребила: слово «вписываюсь» – три раза, слово «подгруппа» – 6 раз, а слово «класс» – четыре раза, остальной текст был лишь связующими словами. У большинства старших подростков есть друзья вне класса: «Если бы у меня не было много друзей  вне класса, я бы не смогла учиться здесь. Да, иногда, на праздниках мы чувствуем себя большой семьей и стараемся быть ею. А вообще, мне кажется, что внутри мы ненавидим друг друга». Одна из десятиклассниц говорит о том, что класс хороший, потому что людей надо любить. По данному пункту есть некоторые противоречия, т.е. высказывания прямо противоположные тоже встречаются, например: «Я считаю наш класс дружным, но лично я вне школы со своими одноклассниками не общаюсь».  Из сочинения: «Я не ощущаю себя в группе, как родную».

В одном из сочинений десятиклассников очень интересно выглядят межполовые отношения, девочка называет мальчиков – «мальчиками», а девочек – «девушками».

Из сочинения десятиклассницы: «наверное, с моей семьей я провожу меньше времени, чем с ними (одноклассниками) и мне это очень нравиться». Эта фраза подтверждает радиус значимых отношений в подростковом возрасте по Э.Эриксону.

В 10 МДО интенсивный учебный режим, ориентированный на компетентность. Собираясь вне уроков, ученики обсуждают это содержание.

Как известно, учебный класс как единица существует для организации учебной работы. Однако, лишь в одном из двадцати сочинений десятиклассников говорилось о том, что подросток ходит в школу для того, чтобы учиться, а класс существует именно для этого. Основная масса высказываний в сочинениях касается взаимоотношений между одноклассниками, и хорошие взаимоотношения рассматриваются как цель совместного пребывания в классе.  Из сочинения: «Наверное, пройдет еще немного времени, и я думаю, мы очень сдружимся».

Старшеклассники с существующими нормами пытаются «бороться», нормы явлены и могут приниматься или нет. Из сочинения: «Кого-то любят, кому-то завидуют, кого-то ненавидят! Как с этим бороться?» Понимают что класс слишком большой (30 человек), старшими школьниками выносились предложения  о разделении класса, им всем явлено, что класс разделен на группировки. Из сочинения десятиклассницы: «В этом классе я стала терпимее относится к людям  и принимать все их достоинства и недостатки. Со многими в классе я могу поговорить, обсудить свои проблемы». Из этой фразы видно разделение переживаний, об этом разделении пишется еще в нескольких сочинениях. Из сочинения старшеклассника: «по списыванию у нас полная солидарность». В этой фразе подчеркивается определенная норма учебной работы. Следует, однако, сделать скидку на то, что девочка чувствует себя в классе «абсолютно комфортно». В одном из сочинений десятиклассницы нормы выражены следующим образом: «Внешне все выглядит очень благополучно, но оставаясь с небольшой группой / человеком, понимаешь все недовольство, неприязнь и даже ненависть – все это остается и обсуждается только с избранными, за спинами», подобное содержание просматривается и в других сочинениях.

Если цели касаются в основном улучшения взаимоотношений, то основной ценностью, и она проходит через все сочинения - являются хорошие взаимоотношения. Из сочинения: «В одноклассниках видятся соперники, и только. Порой я себя чувствую среди ВОЛКОВ, это очень трудно». Из сочинения: «Я не являюсь лидером в классе, мне так кажется, но мои отношения в классе со всеми очень хорошие». Интересно, что про лидерство, говорилось только одной этой девочкой, можно предположить, для остальных это не является ценным. Одна девочка выбрала именно этот класс, так как узнала, что в нем будут учиться высокоинтеллектуальные дети. Для нее является несомненной ценностью, что она учиться с интересными и умными людьми. Примерно для половины исследуемых ценны дружеские отношения в классе, и именно это они обсуждают в сочинении: «Когда несколько девчонок ссорятся, и бывшая подруга становится ненужной». Другая половина пишет о том, что их лучшие друзья не являются одноклассниками.