Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 3

После проведения исследования мы можем конкретизировать гипотезу, в нескольких моментах. В обязательной группе цели групповые не соответствуют личным целям в том, что учебный класс создается для осуществления учебной деятельности, он почти не зависит от возрастных особенностей. Старшеклассники же воспринимают его как ресурс для поступления в Вуз, для планирования и определения своей будущей деятельности и социальной роли. Ценностью в рассматриваемых возрасте и типе группы являются хорошие межличностные отношения, а в учебном классе, в котором порядка 30 человек одноклассников, осуществить приятное времяпровождение с одновременным выполнением возложенных на него администрацией функций практически невозможно без особой организации. Часто в классе можно наблюдать процессы явного непринятия норм устанавливаемых школой, например, юноша может игнорировать присутствие учителя на уроке и организовать небольшую группу для определенного действия по своим правилам.

Цели факультативной группы совпадают с личными целями членов клуба, они понимают, что занимаются благотворительностью и принимают это как цель своего взаимодействия в группе. Основной ценностью, которая просматривается во всех высказываниях членов факультативной группы можно назвать активное включение во все дела группы, юноши и девушки, не участвующие в акциях клуба считают себя новичками и желают скорейшего включения в деятельность группы. Нормы в факультативной группе складываются в процессе взаимодействия, они прямо зависят от социальной роли выполняемой определенным членом группы.

Мы проводили исследование, используя следующие методы:

1)  Контент-анализ двух типов рассматриваемых групп (небольшой рассказ на тему «Я и группа»). Написание данного сочинения не ограничивается по времени и по объему, для исследователей оно дает развернутые данные о включении конкретного индивида в групповую деятельность, о социальных ролях принятых им и желаемых быть принятыми, о некоторых личных ценностях, которые, по его мнению, совпадают с групповыми.

2)  Интервьюирование подростков в ситуации факультативной группы (Интеракт) и в ситуации обязательной группы (учебный класс). Вопросы интервью имели направленное действие: совпадение направленности деятельности групповой и индивидуальной, совпадение ценностей (установок) групповых с индивидуальными, разделение групповых целей отдельными членами группы, совпадение функций и характеристик групповой роли в ожиданиях субъекта.

3)  Методика ценностных ориентаций Рокича. Методика целенаправленная, коэффициент Спирмена позволил нам измерять близость индивидуальной иерархии с обобщенной иерархией группы.

4)  Наблюдение группы подростков в ситуациях факультативной и обязательной групп. Проводя целенаправленное наблюдение и фиксируя формы регулирования конфликтов в группе.

2.2. Контент-анализа - написание сочинения на тему «Я в группе» (результаты и выводы).

Методика контент-анализа подразумевает анализ продуктов деятельности. Проведение контент-анализа требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа – ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Такими категориями исследования в нашем исследовании выступало количество высказываний, частота отражения таких тем, как: цели, ценности, нормы. Нами был проведен контент-анализ в двух типах групп, одна из которых организованна в обязательном контексте (учебный класс), а другая в факультативном контексте (клуб «Интеракт»). Юношам и девушкам предлагалось написать сочинение на тему: «Я в группе», нами не было введено ни каких ограничений по времени и объему сочинения. Содержание сочинений сильно варьировалось в зависимости от типа группы.

Старшая школа требует от десятиклассника самостоятельного выбора образовательной траектории, самоопределения. В этом контексте, значимым условием для построения идентичности является школа и ее устройство.