Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 19

Общегрупповой ранг инструментальных ценностей еще больше показывает зависимости от типа различия группы. Независимость, мы интерпретируем как неподчинение нормам ставится в обязательной группе на первое место, в факультативной на первом месте стоит образованность, как инструмент для осуществления групповой деятельности. Второй ранг в обязательной и факультативной группах занимают жизнерадостность и самоконтроль соответственно, что можно объяснить основной деятельностью группы - общение и благотворительность. На третьем месте выделяется ответственность. Члены факультативной группы хотят занимать достойное место в группе и понимать разные точки зрения, старшеклассники стремятся поступить в Вуз и быть приятными в общении.

Условия идентификационного процесса в группах складываются по разному, мы проанализировали такие характеристики идентификационного процесса, как цели ценности и нормы. Что касается норм, ученики класса пытаются отрицать существующие нормы, например, когда мальчики играют в войнушку вместо того, чтобы обсуждать прочитанный роман. Члены клуба пробуют формировать групповые нормы (например, сегодня у нас есть регламент, а через две недели мы уже работаем без регламента и т.п.). Цели в обязательной группе становятся общими только в момент написания контрольной работы и выхода из ситуации общегрупповой действительности (индивидуально-личностные отношения), в факультативной группе цель – благотворительная деятельность видна почти в каждом моменте взаимодействия. Причастность к общегрупповой деятельности есть в почти каждом высказывании членов факультативной группы, это для них наиболее актуально. Если в обязательной группе идентификация складывается в основном через противодействие, учителю, одноклассникам, то в факультативной этот процесс направлен на совместность.

Количество взаимодействий с поворотными моментами в факультативной группе больше в два раза, чем в обязательной группе, причем 70 % из них носят тип отношений принятие – поддержка, в группе с обязательным контекстом такой тип отношений в 17 % случаев взаимодействий. Члены учебного класса «не слышат» друг друга, они взаимодействуют в основном как бы параллельно, только учитель, апеллируя к нормам может включить в учебный процесс и лишь некоторых участников группы. В случае факультативной группы основные формы взаимодействия деловые, направленные на принятие решений, и как фоновое наблюдается межличностное общение. Взаимодействие всегда целенаправленное и обычно принимается.

Таблица 2.6.1. Обобщение результатов в соответствии с поставленной гипотезой.

Характеристики идентификационного процесса

Обязательная группа

Факультативная группа

Цели

Улучшение межличностных отношений в классе. Дальняя цель – поступление в Вуз. Класс выступает средством этой цели.

Активное включение в благотворительную деятельность.

Ценности

Отличия в первых пяти ценностях: терминальные – связаны с общественным признанием и семейным счастьем, друзья, любовь, здоровье, семейное счастье, общественное признание; инструментальные – связаны с независимостью, жизнерадостностью, воспитанностью, независимость, жизнерадостность, ответственность, образованность, воспитанность.

Отличия в первых пяти ценностях: терминальные – связаны с активной деятельной жизнью и свободой, любовь, друзья, здоровье, активная деятельная жизнь, свобода; инструментальные – связаны с образованностью, смелостью в отстаивании мнения, широтой взглядов, образованность, самоконтроль, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, широта взглядов.

Нормы

Роль в основном одна– «одноклассники». Отсутствие включения в учебную работу, межличностное общение основная активность членов группы. Обычное поведение, желание не отличаться от всех и от себя. Регулирование учебной работы внешними нормами.

Социальные роли принимаются и удерживаются. Включение в общегрупповую деятельность. Желание казаться лучше, чем есть, поведение лучше, чем обычно. Регулирование нормами, вырабатываемыми внутри группы.