Многодетная семья: основные проблемы и пути их разрешения, страница 21

- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей для воспитания детей;

- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношениях со сверстниками;

- личный пример и авторитет родителей в воспитании детей, роль отца и матери в семье, отношения между детьми;

 - взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

- воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

- социально-психологические проблемы воспитания "трудных" подростков, проблемы отрицательного влияния, воздействие безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

- сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

- поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;

- дети с отклонениями, воспитание в семье детей с недостатками физического и психического развития;

- трудовое воспитание детей в семье, помощь подросткам в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных способностей детей;

- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

- подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе, помощь школьникам в учебе, выполнении домашних заданий;

- нравственное воспитание детей;

- физическое воспитание детей;

- эстетическое воспитание детей;

- половое воспитание детей;

- развитие представлений об общении в детском возрасте;

- распространенность и причины алкоголизма, наркомании, токсикомании среди детей и подростков, роль в этом родителей, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями родителей;

- распространенность курения среди населения, опасность этого пристрастия, роль родителей в процессе приобщения детей к курению.

Наряду с обучением такого рода знаниям, социальные работники могли бы организовать для многодетных семей занятия сугубо прикладного, практического значения, которые могли бы в значительной мере помочь им в упорядочении своего быта и образа жизни, темы занятий могут быть следующие:

- умение вести домашний бюджет;

- рациональное ведение домашнего хозяйства, навыки домоводства;

- правильное воспитание детей разных возрастов;

- навыки в области санитарии и гигиены, рекомендации по ведению здорового образа жизни;

- оказание первой медицинской помощи и элементарные методы лечения;

- проблемы планирования семьи, культура поведения в этой сфере, а также социального поведения.

Кроме того, социальный работник мог бы помочь в организации службы типа "телефона доверия", которая отвечала бы на соответствующие вопросы родителей и детей;

5) социальный работник должен помогать не только родителям, но и детям, особенное внимание обращая на предупреждение различных форм насилия и издевательства над ними.

В этих целях в случае необходимости следует привлекать правоохранительные органы и службы психического здоровья. Важность указанной проблемы определяется тем, что по данным ряда обследований, почти в половине семей применяют телесные наказания. Ежегодно возбуждаются сотни дел об истязании детей, лишении их пищи, тепла и т.д. Правда, систематические телесные наказания применяются редко. В семьях среднего возраста только 1% опрошенных отметили, что прибегают к ним постоянно. Молодые, как правило, ограничиваются легкими шлепками, что, правда, тоже является не лучшим методом воспитания.

При этом зачастую физические наказания не сочетаются с систематическими требованиями дисциплины и порядка.

Между тем многие ученые полагают, что понятие насилия нельзя ограничивать только физической жестокостью. Существует еще насилие эмоциональное. Если родители не обращают на ребенка внимания, постоянно его критикуют, одергивают, кричат на него, насмехаются над ним, это приводит к серьезным эмоциональным травмам, сказывающимся на его психическом развитии. Бегство детей из семьи в значительной степени порождается именно такими методами воспитания. Информация о количестве подростков, сбежавших из семьи и доставленных в приемники-распределители, свидетельствуют, что их число составляет до 40 тысяч ежегодно. Это более 60% от количества всех детей и подростков, по разным причинам доставленных в распределители.