Многодетная семья: основные проблемы и пути их разрешения, страница 10

То же самое можно сказать и о других проблемах, волнующих детей, -связанных с потребностью в практическом совете, деньгах, касающихся их будущего образования, взаимоотношений с друзьями и др.

О приоритете матери в воспитании детей свидетельствуют материалы обследований, проведенных в других регионах. Только 26% отцов принимают участие в обсуждении семейных проблем и в воспитании детей, ухаживают за ними, посещают детские дошкольные учреждения, школы, родительские собрания, проверяют домашние задания, гуляют с детьми и т.д.; 22% частично участвуют в воспитании детей; 24% лишь иногда занимаются их воспитанием; 28% вообще не принимают участия в уходе за детьми и в их воспитании. Подобное положение отмечается во всем мире. Например, анализ, проведенный журналом "Женщины 1990-х годов", показывает, что в США 75% опрошенных мужчин согласны взять на себя одинаковую с женщинами ответственность за детей, но лишь 13% осуществляют это на деле.

В результате почти 90% женщин устают от ведения домашнего хозяйства, в то время как для мужчин этот показатель составляет лишь 57%. При этом степень утомления женщин зависит от их семейного положения и числа детей.

Хозяйственные и бытовые заботы оставляют женщине мало времени для воспитания детей. Именно на это указывают данные ряда обследований, согласно которым почти половина женщин от 30 до 60 лет считают, что им следовало бы уделять больше времени своим детям, когда те были маленькими. Однако женщины старших возрастов осознают это в большей степени, чем молодые. Так, среди молодых женщин 1/3 сожалеют о том, что не уделяют своим детям достаточно времени, а среди 30 - 50-летних таких уже более половины.

Проблема обостряется и тем, что большинство родителей, особенно молодых, не имеют ни специальных знаний, ни каких-либо навыков в области воспитания. В лучшем случае они ограничиваются чтением 2-3 книг по педагогике, чаще всего пользуются советами родственников, друзей и знакомых. Можно сказать, что основная масса родителей не знает, как воспитывать детей. Такое положение наносит семейному воспитанию большой вред. "Почти все знают, - замечает К.Д.Ушинский, - что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для этого нужны врожденные способности и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности необходимы еще и специальные знания...".*

Помочь родителям в воспитании детей могут дошкольные учреждения. Однако очень часто именно родители из многодетных семей, имеющие мало времени и средств, предпочитают не отдавать туда своих детей. Существует устойчивая закономерность последовательного сокращения посещаемости детьми дошкольных учреждений по мере снижения дохода семьи.

Следует, однако, отметить, что семейное воспитание, а точнее, отсутствие его может оказаться опасным для ребенка, проживающего в неблагоприятных условиях, в неблагополучной семье. В таких случаях, как справедливо указывают специалисты, дошкольные учреждения выравнивают условия воспитания детей, восполняют пробелы и исправляют недостатки семейного воспитания, помогают сократить или даже полностью устранить ту разницу в развитии детей, обусловленную их принадлежностью к различным социально-экономическим группам, которая способна и может служить источником социального неравенства в возможностях дальнейшего развития (получения образования и т.п.).

Несомненно, воспитание в детском саду имеет массу недостатков. В ряде случаев отмечается перегрузка групп, что сказывается на качестве ухода за детьми и их воспитания. Детские дошкольные учреждения строятся (точнее, строились, поскольку в последние годы их строительство резко сократилось - в 1997 г. было введено в действие вдвое меньше мест в детских дошкольных

_______________________________________________

* Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. -  Т. - М.: -  1974. - С. 134.

учреждениях, чем в среднем за год в 1990 - 1996 гг.) по устаревшим, удешевленным проектам, в которых не всегда учитываются требования санитарно-гигиенических норм.