Многодетная семья: основные проблемы и пути их разрешения, страница 19

2. Определение с помощью различных источников (школа, детский сад, поликлиника, организации, где работают родители, ЖЭК, общественность и др.) и путем непосредственного опроса членов семьи их основных проблем и трудностей.

3. Установление основных направлений в оказании помощи при строго дифференцированном подходе, в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена.

Эти направления соответствуют главным проблемам многодетной семьи, более подробно изложенным в первом разделе курсовой работы  (доходы семьи, здоровье с ее членов, образование и воспитание детей, взаимоотношения в семье, жилищные условия, питание и одежда, проведение досуга, летнего отдыха, каникул, занятия спортом и творчеством, асоциальное поведение, защита прав многодетной семьи, в том числе женщины-матери, детей, подростков и другие).

4. Конкретная деятельность социального работника по различным видам помощи:

1) социальный работник может помочь семье в получении различных пособий и льгот, а также предоставлять информацию о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей (в том числе детям), о порядке их получения.

Важно также установить контакты с администрацией предприятий, где работают родители, для получения многодетной семьей всех пособий, а по возможности и расширения их за счет средств этих предприятий. Необходимо также помочь родителям в получении пособий на детей в органах социального обеспечения в случае, например, потери ими работы;

2) социальный работник может помочь семье в обеспечении и повышении доходов, создать возможности для достижения ею экономической самостоятельности.

В большинстве семей главным кормильцем является отец, поэтому для облегчения положения в таких семьях целесообразно обеспечить мужчинам возможность для дополнительных заработков. Необходимо способствовать и самостоятельным заработкам детей. Следует подумать также о частичной занятости женщин. Важно содействовать многодетным семьям в налаживании контактов с местными предприятиями и организациями, которые могли бы оказать им помощь в различных формах трудовой и предпринимательской деятельности.

Кроме того, социальный работник может помочь в получении кредитов членам многодетной семьи, решившим организовать или уже создавшим фермерское хозяйство, кооператив, семейное промышленное и торговое предприятие, надомное производство и др.;

3) социальный работник может помочь родителям в многодетной семье, особенно матери, найти свое место в жизни. Дело в том, что результаты многочисленных исследований доказывают: сама по себе занятость женщин на производстве не оказывает универсального, предсказуемого воздействия на детей. Ее эффект зависит от демографических и социально-экономических характеристик - пола и возраста ребенка, в том числе возраста ребенка, при котором мать вышла на работу. Мать крайне необходима ребенку в младенчестве. Она находится с ним с момента его рождения, удовлетворяет почти все его потребности. До одного года ребенку необходим самый тесный физический и эмоциональный контакт с ней. Но уже с 6-месячного возраста, когда ребенок начинает активно знакомиться с внешним миром, для него постепенно все большее значение обретает отец.

Слишком тесная связь между ребенком и матерью-домохозяйкой при одновременном отстранении от воспитания отца, занятого только работой ( а именно это обычно и происходит), приводит, с одной стороны, к пассивности детей, а с другой - к протесту против материнской опеки, к отклоняющемуся от норм поведению детей и подростков. Французские ученые говорят о благотворном влиянии работающей матери на интеллектуальное развитие ребенка, широту его кругозора и интересов. У таких детей в целом выше показатели успеваемости, они менее нервны и более уравновешенны, чем дети домашних хозяек. Работающие матери легче и быстрее находят контакт с детьми, меньше их наказывают. более умело предотвращают домашние конфликты. Подобных же взглядов придерживаются и американские специалисты, которые утверждают, что работающая мать оказывает на ребенка более глубокое влияние, чем домохозяйка. Причем это влияние не ограничивается воздействием только на дошкольника. Имея больше знаний и социального опыта, работающая женщина может воздействовать не только на полностью зависимого от нее младенца, но и на подростка, (в отличие от неработающей матери, считающей, что к моменту достижения ребенком этого возраста ее воспитательные возможности исчерпаны).