Многодетная семья: основные проблемы и пути их разрешения, страница 17

- юридические службы, которые консультировали бы семьи с детьми по правовым вопросам, трудовому, социальному законодательству;

- службы контроля над социальным здоровьем детей, в том числе из многодетных семей, подверженных сильному влиянию улицы. Главной целью таких служб должна быть профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения детей;

- специальные фонды для обеспечения многодетных семей жильем, а также фонды одежды, обуви, игрушек для детей из таких семей;

- пункты помощи детям, оказавшимся в беде или трудном положении;

- специализированные фонды по организации досуга и летнего отдыха детей, в том числе из многодетных семей.

При переходе к рыночной экономике для оказания помощи многодетным семьям необходимо использовать различные источники средств. Если прежде, в условиях централизованной системы, по существу единственным источником средств для оказания поддержки многодетным семьям был государственный бюджет, то в настоящее время для этого появились другие, достаточно разнообразные возможности. Надо отметить, что и средства госбюджета на помощь многодетным, как и на другие социальные нужды, всегда выделялись по остаточному принципу. В большинстве случаев их не хватало для оказания реальной поддержки семьям, имеющим нескольких детей. Этим во многом и объяснялась сложность материального положения, в которое попадали семьи при рождении третьего, а тем более четвертого и следующего ребенка. При переходе к рынку, особенно в настоящее время, при наличии бюджетного дефицита сложности в финансировании семей с детьми еще более усугубляются. Поэтому крайне необходимо привлечь сюда, наряду с поступлениями из государственного бюджета, другие источники средств. Это особенно важно ввиду настоятельной потребности усилить дифференцированный подход к оказанию помощи многодетным семьям, имеющим различный уровень достатка и проживающим в различных жилищных и бытовых условиях. Отсюда очевидна целесообразность использования в этом деле местных источников, о чем уже говорилось ранее. В конечном итоге представляется возможным привлечь для финансирования различных видов помощи многодетным семьям следующие источники средств:

1. Одним из ведущих таких источников в отношении выплаты различных пособий и предоставления льгот на общегосударственном уровне, по-видимому, должны остаться средства госбюджета. Достаточно оптимальным представляется обеспечение за счет государственного бюджета примерно половины общих денежных выплат и льгот. Это создало бы определенные гарантии в получении многодетными семьями необходимых льгот и преимуществ на общегосударственном уровне.

2. Должны резко возрасти различные виды помощи многодетным семьям за счет местных источников средств, и в первую очередь местных бюджетов. Для этого можно было бы использовать местные налоговые отчисления, целевые средства, предоставляемые из госбюджета в распоряжение местных органов власти.

3. Средства для оказания помощи многодетным семьям должны выделять предприятия. Сейчас они всячески отказываются от помощи детям, стремятся избавиться от детских садов, пионерских лагерей и т.п., что, очевидно, весьма неразумно. Вся мировая практика свидетельствует, что средствами привлечения и закрепления кадров может быть не только заработная плата, но и предоставление работникам различного рода потребительских благ и услуг. При переходе к рыночной системе и возникновении конкуренции на рынке труда это крайне необходимо. Поэтому правы те предприятия, которые не только не ослабляют, а наоборот, усиливают заботу о своих работниках и их семьях, расширяя различные выплаты и льготы из собственных средств. Безусловно, в первую очередь это должно касаться многодетных семей. Предприятия могут предоставлять собственные льготы семьям с меньшим, чем установлено в законодательстве, количеством детей, обеспечивать им благоприятные условия для отдыха, предоставлять возможность обучения рабочим профессиям, а также получения образования, посылая в вузы и другие учебные заведения за счет предприятия, и т.д.