Законодательная и нормативная база оценки. Виды стоимости, определяемые в процессе оценки бизнеса. Денежный поток для инвестированного капитала. Метод рынка капитала: экономическое содержание и основные этапы. Оценка обыкновенных акций, страница 3

ü Условия конкуренции (оценка конкурентоспособности п/п проводится с учетом типа рынка, данные об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражении, характеристика продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), доля реализуемой продукции, перечень основных российских импортеров этого товара. Ист-ки: см. предыдущие + фирмы-дилеры, таможенное управление. Ист-ки бухинф-ии о п/п-конкурентах: базы данных информационно-аналитических агенств (АК&М, Эксперт), сайты ФКЦБ, СКРИН НАУФОР, иностранные ист-ки (hoovers.com, Bloomberg.com, biz.yahoo.com

Т.о. анализ внешней инф-ции позволяет:

- дать хар-ку инвестиц климата в стране и отрасли на дату оценки и в прогнозный период;

- раскрыть условия сбыта пр-ции п/п и динамику спроса;

- опр-ть величину систематич риска, необходимую для расчета ставки дисконтирования, рын мультипликаторов, скидок и премий для расчет итоговой величины ст-ти п/п.

8.  Скидка за неконтрольный характер пакета.

Скидка на неконтрольный характер пакета акций отражает степень влияния владельца неконтр пакета на деят-ть п/п и принятия важнейших решений. При определении скидки необх-мо учитывать след факторы:

а) неконтр пакеты стоят меньше пропорциональной части ст-ти п/п,

б) собственник неконтр пакета м. влиять на выбор совета директоров только при кумулятивной с-ме голосования,

в) держатели неконтр пакета акций не м. влиять на дивидендную политику АО.

На практике исп-ся 2 метода оценки неконтр пакета акций:

1)  сравнительным, затратным или доходным подходом оценив-ся ст-ть всего п/п, а затем рассчит-ся пропорциональная неконтрольному пакета часть общей ст-ти. Из этой части вычитается скидка на неконтрольный характер оцениваемого пакета акций Скидка составляет 20-25%.

2)  данные для оцени ст-ти неконтрольного пакета акций берутся на основе анализа продаж сопоставимых неконтрольному пакету акций.

9.  Нормализация бухгалтерской отчетности в процессе оценки бизнеса

нормализация бухг отчетности. Проводится с целью опр-ния доходов и расходов, характерных для нормально работающего п/п. В процессе нормализующих корректировок искл-ся доходы и расходы, которые: имели единовременных хар-р, не связанны с произв деят-тью, значительно превышают среднеотраслевые значения.

10.  Поиск компаний-аналогов.

Выбор пр-я - аналога  основан на использовании двух типов информации: рыночная (ценовая) информация и финансовая информация.

Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании.

Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и финан­совой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обес­печивающие необходимую сопоставимость.

Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за пос­ледний отчетный год и предшествующий период. Ретроинформация соби­рается обычно за 5 лет. Финансовая информация должна быть со­брана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам. Корректиров­ке подлежит вся отчетность по полному списку предприятий, отобранных оценщиком.

Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа.

1)определяются все похожие предприятия. Поиск таких компаний начинается с определения основных кон­курентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год. Критерии сопоставимости достаточно условны и обыч­но ограничиваются сходством отрасли, производимой продукции, ее ассор­тимента и объемов производства.

2)составляется список  наиболее подходящих предприятий. Критерии оценки должны соответ­ствовать важнейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем кри­териям, то он может использоваться на последующих этапах оценки.

3)составляется окончательный список аналогов, по­зволяющий аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включе­ние предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополни­тельно полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает крите­рии сопоставимости и оценивает такие факторы как уровень диверсифика­ции производства, положение на рынке, характер конкуренции и т. д.