Законодательная и нормативная база оценки. Виды стоимости, определяемые в процессе оценки бизнеса. Денежный поток для инвестированного капитала. Метод рынка капитала: экономическое содержание и основные этапы. Оценка обыкновенных акций, страница 2

5.  Макроэкономическая информация.

Макроэкономические пок-ли содержат инф-ю о том, как отражается или отразится на деятельности п/п изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, который возникает из внешних событий, влияющих на рыночную экономику, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики. Основные ф-ры макроэкономического риска:

ü уровень инфляции (риск непрогнозируемого изменения темпов роста цен; инвестор стремится получить доход, покрывающий инфляционное изменение цен, результатом является занижение реальной стоимости имущества п/п);

ü темпы экономического развития (цикличность рыночной эк-ки опред-ет необходимость учитывать при расчетах общее состояние экономического развития и ожидаемые темпы экономического роста на ближайшую перспективу. В периоды спада деловой активности снижаются масштабы получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства);

ü изменение ставок процента (движение % ставки – реакция на проводимые меры макроэкономического регулирования и может приводить как к стимулированию инвестиционной активности, так и сдерживать ее);

ü изменение валютного курса (курсы валют меняются под влиянием экономических и политических ф-в);

ü уровень политической стабильности (представляет собой угрозу активам, вызванную политическими событиями; ф-ры оцениваются на основе экспертных оценок);

Страновой риск (отражает состояние инвестиционного климата в стране по оценке внешних инвесторов)

Ист-ки инф-ии: программы Правительства и прогнозы, периодическая экономическая печать, данные аналитических обзоров информационных агентств, Интернет.

6.  Премия за контроль

При оценке контрольного пакета, если отсутствуют какие-либо отдель­ные элементы К, величина премии за К д.б. умень­шена на стоимость, приходящуюся на данные элементы. Напротив, если неконт пакету акций присущи какие-то отдельные возможности элементов К, то это должно быть отражено в его ст-и.

ПЗК рассматривает­ся как % превышения выкупной ценой рыночной цены акций про­давца за 5 (рабочих) дней до официального объявления о слияниях ком­паний. Иными словами, это разница между ценой, выраженной в %, и ценой миноритарного свободно обращающегося пакета. Однако практика показывает, что в преддверии слияний курс акций начинает рас­ти раньше, чем за 5 дней до официального объявления о сделке. Подоб­ное приводит к искажению, точнее — к занижению премии за контроль. В связи с этим чаще всего отслеживают курс за период от 2 месяцев до 5 (рабочих) дней.

7.  Отраслевая информация.

Отраслевая инф-я – состяние и перспективы отрасли, в которой функционирует оцениваемое п/п: условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции, ф-ры, влияющие на потенциальный объем производимой продукции, динамику изменения спроса на нее. Ф-ры отраслевого риска:

ü  нормативно-правовая база (определяется с учетом наличия ограничений для вступления в отрасль, условий конкуренции и ценообразования). Ист-ки – законодательство РФ, данные Госкомстата, информационные отраслевые бюллетени, бизнес-план. В ходе ОСП прежде всего изучаются отраслевые нормативы или средние отраслевые показатели, характеризующие деят-ть п/пи отрасли. Сопоставление данных с отраслевыми нормативами и с аналог показ-ми др п/п позволяет оценить рейтинг оцениваемого п/п и сделать более достоверными прогнозы относительно ожидаемо прибыли и требуемой величины кап вложений;

ü рынки сбыта (сбалансированность м/у спросом и предложением определяют особенности сбыта; в зависимости от стратегии сбыта составляется прогноз объемов реализуемой продукции; цель сбора данной инф-ии – определение потенциала отечественного и зарубежного рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние 2-5 лет по оцениваемому п/п, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогнозы по расширению рынков сбыта в России и за ее пределами). Ист-ки – данные Госкомстата, отдела маркетинга оцениваемого п/п, отраслевые издания, периодика, бизнес-план, Интернет, личные контакты.