Античная философия, страница 9

АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА

Важным шагом вперед стало учение Демокрита из Абдер (ок. 460-ок. 360 до н.э.). По его мнению, все существующее состоит из атомов — мельчайших частиц бытия, которые безостановочно движутся в пустоте (в ' ничего нет"). Эти частицы вечны, неизменны, неделимы и различаются только величиной и формой. Вступая то в одни, то в другие комбинации, атомы образуют всевозможные вещи. Даже души и боги являются соединениями особых атомов и тоже разрушаются со временем. В беспредельной пустоте непрерывно рождаются и, сталкиваясь, погибают целые миры. Отдельная вселенная возникает, когда несметное число атомов начинает кружиться в плотном вихре. Из крупных атомов, собирающихся в центре, образуется Земля. Из маленьких, круглых, подвижных — небесные светила. Впрочем, не каждая вселенная устроена так, как наша. Так объяснение движения, качественного изменения и вообще любого явления сводится к указанию на перемещение атомов в пространстве. Например, тело расширяется при нагревании потому, что уве­личиваются расстояния между атомами. Объяснить явление — значит установить его причину. При этом причинная связь событий понимается как связь механическая: в мире нет ничего беспричинного, ибо все атомы включены в не имеющую ни начала, ни конца неразрывную цепь соударений. Не случайный, а необходимый характер любого события обусловлен жесткой определенностью исходных координат, скоростей и формы взаимодействующих атомов. Закон, упорядочивающий движение атомов, складывается в самом процессе их взаимодействия (вспомните, как ведут себя одинаковые камешки во время прибоя). Вот так древнейшие представления о необходимости и закономерности всего происходящего, о всеобщей взаимосвязи и о принципах сохранения (то есть о невозможности бесследного исчезновения) получили физико-механическую конкретизацию.

Атомарная структура вещей, их сущность недоступна чувственному восприятию и постигается с помощью мышления. Горькое, красное, благозвучное — все это ненадежные мнения людей. На самом же деле, объективно, "по истине" есть лишь атомы и пустота. Однако "светлое" (рассудочное) познание основывается на "темном" (чувственном). Эйдолы (непрерывно отделяющиеся от объектов слои атомов) проникают: в органы чувств, где возникают чувственные образы. А затем эти образы как-то (как?) преобразуются в понятия.

Даже рассматривая общество, Демокрит в известной мере опирался на принципы атомистики. Именно необходимость совместной жизни заставила первоначально разобщенных и враждебных друг другу людей ввести законы, обычаи, язык. Объясняя возникновение и развитие общества, Демокрит придавал решающее значение удовлетворению естественных потребностей (постепенному овладению огнем, ремеслами, искусствами) и удивительной способности человека подражать различным животным.

И все же атомистика оставалась весьма умозрительной и малопригодной для осмысления социальных и нравственных проблем, овладевавших тем временем вниманием философов. Вместе с падением интереса к натурфилософской проблематике отступила на второй план и атомистика. Вперед вышли концепции, ориентированные, в первую очередь, на изучение человека и общества.

АФИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: СОФИСТЫ И СОКРАТ

С V в. до н.э. центр греческой цивилизации перемещается в Афины. По понятным причинам здесь приобрели популярность платные учителя "мудрости" (точнее, красноречия), или софисты.

Первоначально слово "софист" означало мудреца и вообще в чем-либо искусного человека. Позже софистами стали именовать учителей красноречия. Чему же именно они учили? В конечном счете, побеждать в споре любой ценой. С тех пор преднамеренное использование логических ошибок (софизмов), ложных доводов и всяких ухищрений называют софистикой, а беспринципного, лукавого и корыстолюбивого спорщика — софистом. Однако не следует отождествлять софистику в указанном смысле слова со взглядами и деятельностью особой группы философов-просветителей: Протагора, Горгия, Антифонта и др.