Античная философия, страница 3

В ситуации кризиса одни пытались вернуть прежние патриархальные порядки, другие, видя относительность всего и вся, вставали на путь беспринципности и грубой силы. Сосуществование в обществе различных нравственно-мировоззренческих позиций (прежде такого не бывало) стимулировало философскую рефлексию. Она показала, что общество, где царит произвол, не способно выжить. Раз авторитет традиции, обычая, мифа подорван, возникает потребность в рациональном обосновании нравственного поведения, в новом принципе установления истины и справедливости.

Мифология, сложившаяся в глубокой древности, когда темпы исторического развития были крайне низкими, ничего не давала для понимания новых реалий. Поэтому образовался мировоззренческий вакуум. Более того, многие утверждения и принципы мифологии пришли в противоречие с опытом, с рассудочным отношением к жизни, с нацеленностью цивилизации на непрерывное увеличение объема знаний и безудержное движение вперед. Кризис мифологического сознания достиг апогея.

* * *

Выше, поясняя, как именно экономика, политическое устройство, особенности исторического процесса влияли на становление философии, мы неизбежно говорили и о духовных явлениях (вспомните фрагменты о рабстве и мореплавании). Итак, отметим наиболее важные духовные (социокулътурные, идеологические, психологические) факторы становления философии.

1.  Особенности древнегреческой мифологии.

2.  Формирование рационалистического мировоззрения и кризис мифологии.

Большое значение для рационализации общества имели, помимо уже упоминавшихся обстоятельств, принципы рыночной экономики. Необходимость производить максимум продукта с минимальными затрата -ми заставляла и действовать, и мыслить экономно. Греческие вещи и жилища дешевле и проще восточных. В них четче проступает сущность, связанная с практической функцией. Люди учились мыслить вещь как совокупность реально наблюдаемых и практически используемых свойств. Началась деантропоморфизация явлений природы. Однако простой, описательный, функциональный стиль мышления не позволял ответить на вопрос, почему свойства данной вещи именно таковы. Видя, как сжимаются тела при охлаждении, мы не видим, почему тела не ведут себя иначе. Отвечать на подобные вопросы о "невидимом", о непосредственно не воспринимаемом органами чувств, избегая однако мифов, как раз и были призваны философия и наука, составившие, таким образом, ядро рационалистического мировоззрения.

3. Прогресс наук. Хотя роль каждой из наук в порождении философии достаточно своеобразна, нетрудно самостоятельно охарактеризовать в данной связи и роль науки в целом.

Историческое знание (включая страноведение) оставляло мало места мифам, вырабатывало установку на последовательное противопоставление фактов вымыслу.

Астрономия свидетельствовала о существовании всеобщей закономерности в природе и о способности науки к познанию и к точным предсказаниям (небо служило образом единства мира).

Биология способствовала формированию культуры научного описания и объяснения: осуществлялся сбор всевозможных данных, проводились сравнения, строение органов объяснялось через их функции.

Медицина стимулировала философскую рефлексию в связи с тем, что, во-первых, научная, рациональная медицина сосуществовала с ненаучной, храмовой. Во-вторых, внутри рациональной медицины конкурировали разные школы. В-третьих, поднимались вопросы, касающиеся целостности организма, единства души и тела, положения человека в природе.

Математика и философия развивались в тесном контакте. Египтяне и вавилоняне накопили обширные математические знания. Но, полученные методом проб и ошибок, несистематизированные, сугубо прикладные, эти знания не составляли науки. А древнегреческие мыслители, в частности, пифагорейцы, проявили интерес к самому математическому знанию. Они выполнили рефлексию, превратив число из средства в предмет, в цель познания. Далее, увидели в числе единое начало мироздания и распространили единую количественную меру на качественное многообразие явлений. Наконец, выдвинули и реализовали идеал строгой доказательности, выводимости одних положений из других, идеал науки как системы знаний (на Востоке доказательством теорем не занимались).