Античная философия, страница 13

Аристотель указывает четыре начала совершающихся изменений, точнее, четыре "причины вещей": а) материя ("то, из чего"); б) форма (эйдос, чтойность, сущность); в) действующая причина (то. что вызывает событие); г) телос, или цель ("то, ради чего" совершается действие). Так, при ваянии чаши материей выступает глина, формой — образ чаши, действующей причиной — действия ваятеля, а целью — предназначение чаши. Формальная, целевая и действующая причины, по сути дела, совпадают и сводятся к форме, к эйдосу.

Цель, к которой стремится любой предмет — это действительность, реализация того, что существует в данном предмете в качестве возможности, то есть определенная форма. Так, яблоня присутствует в семени как возможность и является целью (целевой причиной) развития семени. Внутренней целью космоса в целом, конечной причиной развития от низших ступеней природы к высшим является осуществление всех имеющихся в природе возможностей, "форма форм", выступающая, таким образом, в роли перводвигателя.

Подход, основывающийся на признании существования "целевой причинности" в природе, называется телеологическим: слон имеет хобот для того, чтобы добывать пищу. обороняться и т.д. Согласно Аристотелю, объяснение предполагает знание цели, которой служит явление, вещь, процесс: зародыш развивается вследствие того, что его цель - стать взрослой особью. В конце концов ученые сосредоточили вни­мание на изучении "действующих причин" и отказались от концепции "целевой причинности": слон имеет хобот потому, что таков результат предшествующей эволюции, каких-нибудь процессов на молекулярно-генетическом уровне и т.п.

Творчеством Аристотеля завершается классический период в историиi античной философии. Эпоха эллинизма (начинающаяся с появлекия огромной державы Александра Македонского) и времена Риме сой империи породили социально-политические, нравственные, философские проблемы, малознакомые веку классики. Свобода и, в тоже время, одиночество и незащищенность индивида, затерянного на просторах империи; окончательная дискредитация национальных традиций и необходимость построения универсальной мировоззренческой концепции; напряженные поиски смысла жизни, счастья, внутреннего освобождения (в условиях неподконтрольности хода событий индивиду); существенный прирост знаний, сти­мулировавший специализацию в области научного творчества; наконец, колоссальный прогресс философской рефлексии над познавательным процессом, над языком, душевной жизнью, положением человека в обществе и в космосе. Все перечисленные моменты напоминают нам век, в который живем мы сами.

Эллинистическая эпоха охватывает период с III в. до н.э. по VI в. н.э. и представлена, главным образом, стоицизмом, скептицизмом, эпикуреизмом, а, начиная с III в. н.э. неоплатонизмом, сформировавшимся на основе синтеза учений Платона, Аристотеля и стоиков (см. Приложение 2, схема № 2). К особенностям эллинистической философии можно отнести глубокое переплетение физико-космологической, логической, психологической и этической проблематики; повышенное внимание к субъекту познания и деятельности, к человеку.