Античная философия, страница 4

4.  Влияние литературы, театра. На смену эпосу пришла лирика, высоко ценящая личность, а затем трагедия, обнажающая парадоксальность бытия, и комедия, отличающаяся критическим отношением к действительности.

5. Распространение орфической религии, которой были свойственны отвлеченные, довольно деантропоморфизированные представления о природе; убеждение, что человек — необходимое звено, а не побочный продукт космической эволюции; а также мысль о принципиальной противоположности души и тела.

6.  Обострение сознания собственной смертности, наступившее в связи с ростом индивидуализма, эмансипацией личности от коллектива и разочарованием в прежних ценностях, мифах, идеалах.

7.  Появление свободной светской (не жреческой и не управленческой) интеллигенции; уважение к учености как как таковой, к грамотности.
2.2. Античная философия

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

ФИЛОСОФСКАЯ МИССИЯ КСЕНОФАНА

УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА О ЛОГОСЕ

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

НАТУРФИЛОСОФЫ V В. ДО Н.Э.: ЭМПЕДОКЛ И АНАКСАГОР

АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА

АФИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: СОФИСТЫ И СОКРАТ

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ

КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ПЛАТОНА АРИСТОТЕЛЕМ

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Основоположником европейской философии, а также астрономии и геометрии, считается Фалес из города Миле. Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) занимался разносторонней теоретической и практической деятельностью, от навигационной астрономии до политики и торговли, много путешествовал и, очевидно, бывал в Египте и Вавилоне, где почерпнул обширные научно-прикладные знания. Возможно, именно он первым начал доказывать теоремы геометрии, придав тем самым разрозненным знаниям логическое построение и заложив основание теоретической науки. Непонятные явления природы Фалес стремился объяснить рационально: сол­нечные затмения происходят в моменты прохождения Луны между солнечным диском и наблюдателем, разливы Нила — по причине встречных ветров, препятствующих реке вытекать в море, а землетрясения — из-за того, что Земля, плавая на воде подобно куску дерева, качается на волнах. Наконец, именно Фалес поставил вопрос, в ответ на который и родилась философия — "Что есть всё?"

Итак, что дает нам право назвать великого милетского мыслителя не только мудрецом и ученым, но и философом? В первую очередь, развитое им учение о том, что есть всё, или, согласно более поздней интерпретации Аристотеля, учение о начале всего. Понятие "начало" включает богатый спектр смысловых оттенков, видимо, не различавшихся самим Фалесом: а) правещество, из которого все произошло; б) элемент, из которого все состоит; в) нечто властвующее над всем ос­тальным; г) нечто вечное, пребывающее в изменчивом; д) другие оттенки: причина, сущность, принцип познания. Началом всего Фалес считал воду: все происходит из воды и на воду разлагается.

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610-ок. 540 до н.э.), развил учение о неком вечном, беспредельном начале, со времен Аристотеля обозначаемом термином "апейрон" ("беспредельное"). Неизвестно, что именно понимал Анаксимандр под алейроном: а) неопределенное, бескачественное первовещество; б) первоначальную смесь веществ; в) пpocтранственно безграничную среду, объемлющую космос извне; г) чрезвычайно отвлеченно и обобщенно понятое начало как таковое, то есть о, что само не имеет ни начала, ни конца (ни во времени, ни в пространстве), ни какой-либо качественной определенности, ибо в противном случае оно уже не отвечало бы понятию начала всего; д) что-либо иное.

Согласно Анаксимандру, миры, точнее, "небосводы и космосы" периодически рождаются и гибнут. Сначала в беспредельном возникает зародыш мира. Зародыш поляризуется на влажное, холодное ядро и сухую , горячую кору. Постепенно ядро высыхает, оболочка раздувается из-за выделения паров и растрескивается. Так в ходе борьбы горячего и холодного развивается упорядоченная Вселенная. В центре сферического космоса неподвижно висит барабаноподобная Земля (поскольку она отовсюду равноудалена, у нее нет оснований двигаться в какую-либо сторону!), а вокруг вращаются остатки лопнувшей коры - облачные ободы. наполненные огнем и имеющие отверстия. Эти отверстия — Солнце, Луна, звезды. Вследствие продолжающегося взаимодействия горячего с холодным происходят землетрясения и метеоявления. Or солнечного жара высыхает море, поэтому некоторые животные, зародившиеся в иле, вышли на сушу. Из чрева этих рыбообразных и появились люди, причем, будучи уже взрослыми (поскольку человек в отличие от остальных животных нуждается в длительном вынянчивании, он должен происходить от существа другого вида!). Систематически продуманное учение Анаксимандра, вобравшее в себя представления о бесконечной, вечно движущейся субстанции и о борьбе противоположностей как источнике развития, геометрическую модель Вселенной и эволюционные идеи, получило резюме в "законе сохранения материи": "А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [= ущерба] в назначенный срок времени". Анаксимандру принадлежат так­же первая географическая карта, впоследствии усовершенствованная Гекатеем, первый небесный глобус и, наверное, вообще первое научное сочинение.