Античная философия, страница 2

Непосредственно на основе рассмотренных выше социально-экономических факторов оформились и социально-политические факторы становления философии.

1.  Полисное устройство общества. Полис — это небольшой город-государство, община свободных собственников. Высшая власть в полисе принадлежала собранию полноправных граждан (в их число не входили женщины, несовершеннолетние, переселенцы из других полисов, рабы) и основывалась на подчинении меньшинства большинству. Однако согласование интересов крестьян и ремесленников, бедных и богатых, личности и коллектива, приведение всего этого многообразия к единству составляло трудную задачу. Не раз выдающиеся деятели, в том числе философы, становились жертвами насилия со стороны большинства.

Политическая борьба захлестнула полисы с VII в. до н.э. К V в. до н.э. в крупнейшем из них — Афинах (40000 граждан) укрепилась демократия. Афиняне проводили уйму времени в народном собрании. Выбирали должностных лиц. утверждали бюджет, вносили и утверждали все новые и новые законопроекты. Любой мог выступить с критикой и предложениями. Кроме того, почти ежедневно заседали суды. Судиться и судить других приходилось всякому. Обвинял и защищался каждый сам.

2.  Прогресс права и правосознания. Благодаря практике открытого состязательного судопроизводства оттачивалась культура логического доказательства, вырабатывался рациональный (то есть разумный, критический, основанный на точно установленных фактах, а не на вымысле, на логически упорядоченном рассуждении, а не на страстях, на служении практическим интересам, а не мифическим идеалам) подход к действительности. Росло уважение к умственному труду, к интеллекту, отныне отличимому от тайного знания жреца или мастера, от торговой смекалки, от хитрости и поэтического дара. В связи с непрерывным изменением законодательства возникала потребность в глубоком и целостном — философском — обосновании права.

3.  Космополитические тенденции. Несмотря на острые противоречия между полисами всегда имел место общегреческий патриотизм. От идеи единства эллинов перед лицом варваров философы — особенно, после включения полисов в состав Римской империи — восходили к

идее единства человечества и всего мироздания.

На стыке естественно-природных, экономических и политических сформировался комплекс социально-исторических факторов, сыгравших при рождении философии ключевую роль.

1.  Мореплавание. Актом выхода в море человек бросает вызов порядку, установленному природой, и утверждает свою свободу. Скитания вдали от родины облегчают отрыв от традиции и рефлексию. Мотив возвращения домой легко переходит в размышления странника над собственной сущностью. Ощущение хрупкости и быстротечности жизни, осознание ошибочности мифологических представлений о вселенной и психологическая готовность к неожиданным открытиям, образ моря, стягивающего воедино многообразные части мироздания, — все это побуждает к философствованию. Благодаря мореплаванию усилились социально-экономические процессы, о которых говорилось выше, ускорилось развитие наук, в первую очередь, астрономии и математики, наконец, состоялась встреча с иными культурами.

2. Встреча с иными культурами Она выявила относительность традиции. Эфиопы изображают богов темноволосыми, фракийцы—рыжими, но каковы же боги на самом деле? Судьей становится разум, основывающийся не на слепой преданности отеческим законам, нравам и верованиям, а на критическом рассуждении. Разум вскрывает в казалось бы несовместимых явлениях общее, существенное, устойчивое. Каким следует мыслить бога, исходя из самого понятия "бог"? Что есть справедливость вообще, не с точки зрения персов или скифов, а в общечеловеческом смысле? Так начинается рационализация мышления: частности, страсти, мифы отступают, а все более объективные понятия выдвигаются вперед.

3.  Высокие темпы и кризисный характер исторического развития. Благодаря различию политического устройства соседних полисов и стремительным социальным изменениям выявилась относительность любых установлений. К VI в. до н.э. в связи с острым конфликтом между старым и новым наступил кризис традиционного уклада жизни. Укрепление государства шло вразрез с нормами родо-племенного общества, например, с обычаем кровной мести. Господство товарно-де­нежных отношений приводило к разгулу торгашества, к утрате нравственных ориентиров, к убеждению, что все продается и все покупается. Появление наемных отрядов подрывало основы гражданского патриотизма. Опасность таил и принцип подчинения меньшинства большинству (взятый у отрыве от принципа разумного обоснования решений!). Ведь истина выясняется не большинством голосов, и недаром многие великие умы — Пифагор, Гераклит, Платон — относились к демократии более чем критически.