Античная философия, страница 7

Оценивая все явления с точки зрения их полезности, Ксенофан осуждал роскошь и Олимпийские игры. Рационализируя миф о потопе и объясняя происхождение отпечатков рыб в горной местности, предположил, что суша периодически по­гружается в море. Считал, что на Луне есть горы и города, что Солнце рождается из воспламеняющихся облаков каждое утро и уходит по прямой в бесконечность (хотя кажется, будто оно кружит), и вообще есть много солнц и лун но разным районам Земли.

УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА О ЛОГОСЕ

Итак, обнаружив в понятии Единого противоречие (и не движется, и не покоится), но не решившись наделить реальное Единое взаимоисключающими качествами, Ксенофан резюмировал: "Истины точной никто не узрел и никто не узнает». Напротив, философ-поэт Гераклит из Эфеса (ок. 540-ок. 475 до н.э.) сделал простой, но гениальный ход: признал, что именно противоречие, тождество противоположностей, согласие несогласного и есть сущность бытия! И есть истина, в постижении которой и состоит мудрость.

Идею единства и борьбы противоположностей Гераклит выражал с помощью художественных образов, намеренно парадоксальных высказываний, игры слов. Яркими символами совпадения гармонии и борьбы противоположностей стали луки лира. Гармония лиры — это внутренняя согласованность, равновесие противоборствующих сил, струн, звуков. Противоречие выступает у Гераклита не только законом бытия вещей, но и принципом познания и даже формой изложения мыслей. Ведь любая вещь познается лишь в единстве со своей противоположностью: "Болезнь делает приятным и благим здоровье..." К тому же любое утверждение относительно: прекраснейшая из обезьян безобразна в сравнении с человеком. Чтобы обозначить одновременно и космический закон, и знание о нем, и собственное учение. Гераклит употребляет слово "логос", труднопереводимое на современные языки и вмещающее огромное количеств о значений: мысль, слово, речь, согласие, закон, истина, смысл, счет, мера и др.

Эфесский философ говорит о всеобщей противоречивости, о единстве покоя и движения, об объективной закономерности — логосе — космического процесса: "...Мудрость в том, чтобы знать все как одно". Увы, большинство людей (толпа!) не слышат логоса и остаются в плену одностоpoнних мнений. Например, видят в борьбе лишь зло.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

Учения милетцев, пифагорейцев, Ксенофана, Гераклита критически осмыслил и в какой-то степени обобщил Парменид из Элей.

Продолжая линию Ксенофана, различившего знание и мнение, Парменид (ок. 515-ок. 440 до н.э.) сформулировал тезис о двух неравноценных путях познания. Один (путь "Есть"—см.ниже)опирается на разум и приводит к истинному знанию; другой (путь "Не есть ")—опирается на чувства и приводит к недостоверным, противоречивым мнениям.

Почему мышлению было отдано предпочтение перед чувственным восприятием? Несомненно, Парменида воодушевили результаты применения логического доказательства в математике, где истинное знание выводится из некоторых посылок без обращения к чувственному опыту. Сыграл роль триумф логического рассуждения и в сфере судопроизводства (ведь Парменид составлял законодательство для Элеи). Наконец, чувства направлены на изменчивые вещи, а разум — на устойчивые понятия, идеи. Всегда неизменное, общее для всех людей понятие треугольника обладает бытием в большей степени, чем преходящие треугольные вещи. Поэтому Парменид утверждает: "Одно и то же — мышление и то, о чем мысль...". Конечно, "мыслимое" означает не произвольно воображаемое, а логически правильно мыслимое. Нельзя помыслить квадратную окружность. Используя аргументы, известные еще Ксенофану, Парменид логически выводит пять признаков бытия, точнее, "того, что ЕСТЬ", что существует подлинно. Оно вечно (не возникает и не гибнет), целокупно (немножественно, не состоит из частей), едино (единственно), неподвижно, завершенно (совершенно). А обо всем, что не отвечает перечисленным признакам и, следовательно, НЕ ЕСТЬ, возможны лишь противоречивые мнения. Отождествив мышление и бытие.