Античная философия, страница 5

Третьим представителем милетской школы был Анаксимен, признававший в качестве первоначала "беспредельный воздух". Сгущаясь, воздух охлаждается и превращается в воду, в твердые вещества, а разрежаясь — в огненные небесные светила. Анаксимену удалось продвинуться дальше Анаксимандра: а) ослабла зависимость от мифологических образов; б) внимание сосредоточилось на конкретном физическом механизме природных процессов (сгущение-разрежение); в) аналогии, широко используемые вместо объяснений, произвольны, но просты, наглядны, достаточно рациональны. Земля образовалась из воздуха, как войлок из шерсти; Солнце и Луна плавают по воздуху, как листья, по причине плоской формы; плоская Земля удерживается в центре Вселенной, потому что тоже "оседлала" запертый под ней воздух.

Увы, милетцы чаще просто убеждают, чем доказывают. Их учения остаются на уровне примитивных натурфилософских построений. Натурфилософия — это умозрительное, основанное на произвольных сравнениях и включающее элементы наукоподобной мифологии истолкование природы. Мироздание рассматривается в виде нерасчлененного целого. Рефлексия очень слаба: границы предмета исследова­ния не уточнены, вопрос о методе познания, о требованиях к научному рассуждению даже не поставлен.

В 494 г. до н.э. персы разрушили Милет. Первая философская школа прекратила свое существование. Но начало великой духовной традиции было положено.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Пифагор (ок. 580-ок. 500 до н.э.) с острова Самос бывал в Милете и слушал Анаксимандра. возможно, путешествовал по странам Востока и, наконец, осел в Кротоне, где основал нечто вроде религиозно-философского братства или тайного политического сообщества, распространившего свое влияние на всю Южную Италию. Политическая деятельность, да и внутренняя организация сообщества носили антидемократический характер. Религиозно-этическая доктрина включала веру в переселение душ и в посмертное воздаяние и предписывала вести особый образ жизни, храня суровые обеты, воздерживаясь от наслаждений и очищая тело с помощью вегетарианства, а душу — с помощью музыки. Очищение послужило пифагорейцам мотивом для занятий науками: математикой, астрономией, акустикой, медициной и даже ботаникой.

Важное место в пифагорейском учении занимала магия чисел, которым приписывались сверхъестественные свойства. Вместе с тем происходила рационализация мифологических представлений о числе. В поле зрения попали реальные числовые зависимости в природе, а главное (почему это — главное?), — отношения между числами, обусловленные свойствами самих же чисел. Например, "сумма четных чисел является четной". Четверка стала интересна как квадрат двух, а не только как число времен года, сторон света или. тем более, число дружбы и справедливости. Пифагор стоит у истоков теории чисел, теории пропорций и стереометрии.

По преданию, Пифагор установил, что, если длины струн относятся друг к другу как I : 2, 2 : 3, 3 : 4, рождается гармония, точнее, получаются "благозвучные" музыкальные интервалы: октава, квинта, кварта. Это открытие подтолкнуло его к поиску математических зависимостей и в других областях, к отысканию числовой структуры всего космоса, к исследованию чисел как таковых, безотносительно к исчисляемым предметам. Проживавший в Фивах крупнейший представитель пифагореизма Филолай (V b. до н.э.) утверждал: "Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него". Таким образом, ясно осознав предмет и, соответственно, метод, задачи, ценность (см. выше об очищении) научного познания, пифагорейцы достигли более глубокого уровня рефлексии, чем милетцы.

Конечно, и пифагорейцам свойственны натурфилософские рассуждения. Например, учение о гармонии сфер: поскольку каждая планета издает звук, высота которого пропорциональна скорости планеты, а скорости соотносятся между собой так же, как тоны звукоряда, то весь космос получает музыкально-математическое устройство. Вместе с тем, пифагорейцам принадлежит идея шарообразности Земли, негеоцентрическая модель Вселенной, догадки о движении планет по кругам различного радиуса и о свечении Луны отраженным светом. Именно пифагорейцы стали широко применять в математике логическое доказательство и конструировать приборы для физических (акустических) экспериментов. Пифагореец Алкмеон (VI-V вв. до н.э.) впервые провел резкую грань между мышлением и ощущением, открыл нервы, установил, что центром психической деятельности является головной мозг, начал анатомировать трупы. Усматривая причину болезней в нарушении равновесия противоположных качеств (например, тепла и холода) в организме, Алкмеон разработал теорию рационального воздействия на состояние здоровья.