Реализация стратегии. Факторы и условия реализации стратегии. Система сбалансированных показателей, страница 12

Составляющие Системы сбалансированных показателей группы компаний «Пища»

Карта целей

 

Рис. 6. Карта целей компании «Пища»

Данная карта отражает связь основных стратегических целей и задач, а также их влияние на основную стратегическую инициативу «Рост чистой прибыли».

Счетная карта целей

«Счетная карта целей» определяет основные показатели в динамике по кварталам на ближайший год по каждой из целей указанных в «Карте целей». Некоторые цели в счетной карте детализируются до следующего уровня. Например, удовлетворенность клиентов детализируется по основным концепциям, а также по городам.

            «Счетная карта целей» содержит следующие поля (табл. 4):

1)  Цель (стратегическая инициатива);

2)  Показатель;

3)  Ответственный;

4)  Значения (квартальные, годовые).

Таблица 4

Счетная карта целей

Цели

Показатели

Ответственные

Значения (квартальные, годовые)

Важным достижением внедрения системы можно считать вовлеченность всего персонала в процесс реализации стратегических целей компании. Основным инструментом  этого являлось введение «карточек сотрудников» для топ-менеджеров, линейных руководителей и функциональных специалистов.  Данная карточка отражает основные цели должности, показатели результативности, основные должностные обязанности, а также задачи на ближайший квартал и до конца года с планируемым измеримым результатом. Достигнутые показатели результативности являются основанием для выплаты премий.

Резюме

Успешная реализация стратегии требует, чтобы руководство компании не только выявило возможности для получения конкурентного преимущества на рынке, но и создало организацию способную реализовать эти возможности на основе мобилизации всех сил, необходимых для осуществления изменений в организационной структуре, культуре и бизнес-процессах.

Во многих ситуациях адекватные стратегические изменения можно рассматривать как ключ  к осуществлению стратегии. Трудности в решении этой задачи обуславливаются тем, что всякое изменение встречает сопротивление, которое иногда может быть столь сильным, что его не удается преодолеть. Носителями сопротивления являются люди, которые боятся, что затронут их положение в  организации, что они попадут в новую не совсем ясную для них ситуацию, что им придется делать не то, что они привыкли. Сопротивление многоликий феномен, который приводит к задержкам, непредвиденным затратам, вносит нестабильность. Анализ потенциально возможных сил сопротивления позволяет выявить отдельных членов организации или группы, которые будут оказывать сопротивление изменениям, и уяснить их мотивы. Для устранения сопротивления изменениям полезно провести разъяснительную работу, направленную на убеждение людей в необходимости изменений, вовлечение ключевых сотрудников  в процесс их проведения.

Для реализации стратегии необходимы координация, вовлеченность, а также технические и управленческие компетенции персонала, при этом недостаток хотя бы одной из этих составляющих рано или поздно приведет к неудаче. Установить взаимосвязи стратегических замыслов с ежедневными задачами, и соответственно, направить усилия всех сотрудников компании на решение стратегических задач, призван специальный инструмент стратегического управления - Система сбалансированных показателей (ССП), который  представляет собой декомпозицию стратегических целей на другие уровни управления и функциональные области. Отметим, что за счет аккумулирования богатого опыта внедрения ССП в различных компаниях его методология постоянно развивается и совершенствуется.



[1] Карта целей - это диаграмма или рисунок, представляющий стратегию в виде набора стратегических целей и причинно-следственных связей между ними в разрезе четырех составляющих сбалансированной системы показателей (ССП).