Реализация стратегии. Факторы и условия реализации стратегии. Система сбалансированных показателей, страница 11

Построение системы сбалансированных показателей для конкретной компании включает следующие шаги:

1. Установление стратегических целей.

2. Построение стратегических карт (карт стратегических задач, логически связанных со стратегическими целями).

3. Формирование системы показателей (выбор индикаторов).

4. Определение целевых значений показателей, определяющих «точку достижения цели» и сроки, в которые должны быть достигнуты требуемые результаты.

5. Разработка стратегических мероприятий.

6. Формирование «приборных панелей» руководителей различных уровней для контроля и оценки деятельности.

Таким образом, с помощью планирования, учета, контроля и анализа сбалансированных показателей, а также мотивации персонала на их достижение возможно сделать реализацию стратегии регулярной деятельностью всех подразделений компании. Главная задача перевести Систему сбалансированных показателей из системы оценок в систему управления  компанией.

Пример использования ССП в стратегическом управлении компанией

(на примере рынка общественного питания)

Группа Компаний «Пища» работает на рынке ресторанного бизнеса с 1995 года и является признанным лидером сибирского региона. На конец 2005 года «Пища» - это 60 заведений и около 2000 сотрудников. В Новосибирске на сегодняшний день действует 20 заведений. Филиалы компании открыты в Алма-Аты, Новокузнецке, Томске, Барнауле, Кемерово, Омске и др.  В конце 2005 года были открыты первые заведения в Москве. В ближайших планах компании открыть заведения и в других крупных городах: Красноярске, Екатеринбурге.

Группа компаний «Пища», начиная с 2004 года, приступила к интенсивному развитию своего бизнеса по двум направлениям: увеличение количество точек питания и увеличение числа городов присутствия.

В процессе интенсивного развития стало очевидно, что существующая система управления не позволяет эффективно управлять группой компаний. Было принято решение о развитии стратегического управления и внедрении Системы сбалансированных показателей, как основного инструмента контроля над реализацией стратегических целей.

Цели внедрения ССП:

1)  проинформировать работников о стратегических целях компании;

2)  привязать деятельность персонала к целям компании;

3)  повысить мотивацию персонала на достижение стратегических целей компании;

4)  сократить разрыв между стратегическими целями компании и бюджетами;

5)  систематически отслеживать достижение стратегических целей.

Стратегическое управление в компании делится на два основных процесса. Во-первых, это ежегодная стратегическая сессия, проходящая на регулярной основе. Во-вторых, это ежеквартальное отслеживание результатов и корректировка планов на оставшийся год.

Результатом стратегической сессии является Стратегический план компании на ближайшие три года, содержащий в качестве приложения Бюджет.

            Стратегический план содержит следующие обязательные разделы:

1)  Миссию компании;

2)  Анализ отрасли, в том числе действующие тенденции и состояние рынка общественного питания, КФУ отрасли;

3)  SWOT – анализ компании;

4)  Основные политики компании, в том числе корпоративные и функциональные;

5)  Стратегическое видение развития группы компаний, в том числе описание основных концепций и определение их стратегических целей, а также планы по основным финансовым показателям: размер среднего чека, оборачиваемость столов, выручка, EBITDA.

6)  Цели, в том числе карту целей[1] и счетную карту целей.

7)  Проекты, в том числе таблицу проектов необходимых для достижения поставленных задач, содержащую требуемые ресурсы и график открытия новых точек общественного питания с детализацией по кварталам, городам и концепциям.

8)  Риски, в том числе отраслевые, финансовые, правовые, операционные.

9)  Структуры, в том числе модели организационных структур основных служб и тиражируемых подразделений, юридическую структуру, финансовую структуру.