Экспертиза образовательных проектов, страница 9

Считается грамотным и корректным в объявлении о конкурсе заявлять, по каким критериям будут оцениваться проекты и чему они должны соответствовать. Такая позиция облегчает работу экспертов, поскольку предварительный отбор производят сами потенциальные участники: "Пройдёт наш проект по этим критериям или нет?" Хотя и в этом случае приходится сталкиваться с завышенной самооценкой соискателей и представлением не соответствующих критериям проектов. Подчеркнём, что разработка экспертно-критериальной базы есть неотъемлемая часть подготовки положения о конкурсе.

Определение объекта анализа (объектная база)

Из перечисленных выше составляющих проекта каждый элемент может стать и, скорее всего, становится объектом анализа. Для примера мы рассмотрим ресурсное обеспечение (уточним, что речь идёт об имеющихся ресурсах, на основе которых может запрашиваться расширение, модификация, дополнение и пр.). В него входят:

временной ресурс - определяющийся реальным соотнесением режима функционирования учреждения с теми временными затратами, которые потребуются дополнительно для непосредственной реализации проекта;

материальный ресурс - компьютерная сеть и информационные технологии, другие материальные объекты и оснащение, необходимые для проведения работы, финансирование;

кадровый ресурс - включающий структуру управления, научное и методическое сопровождение, личностные профессиональные параметры педагогического коллектива.

В качестве объекта мы сейчас возьмём последнее и проиллюстрируем положение следующей схемой (см. рис. 6).

Анализируя проект, мы в конечном итоге должны прийти к чёткому представлению о характере изменений в образовательном процессе. Иными словами, действительно ли эксперимент (проект) даёт образовательный результат и качественно меняет ситуацию, или происходит что-то иное? Каждый из объектов анализа нам интересен в силу того, как он "работает" на образовательный процесс. Даже выбрав профессионально-личностный компонент, мы ещё не решили, что же именно мы будем исследовать: потенциал педагогического коллектива, или профессиональное состояние педагогического коллектива, или эффективность развития педагогического мастерства в коллективе-в каждом случае речь идёт о разном.

Представьте, что вы работаете с компьютерной программой, и треугольник, представленный на схеме, вращается. Тогда любая его вершина становится "точкой отсчёта" и определяет место выбранного нами объекта и его влияние на целое.

Теперь посмотрим, какие компоненты необходимо выделить в самом объекте (рис. 7).

Определив критерии отмеченных параметров и проанализировав сам объект, вернёмся к "треугольнику" и посмотрим, каким образом предусмотрено влияние профессионально-личностных параметров учителей (воспитателей, педагогов) на изменения позиции учащихся в образовательном процессе и продукт проектной деятельности. Эти же параметры послужат для анализа взаимовлияния.

Мы разобрали подходы к определению критериев одного из объектов анализа в проекте. У нас нет заказчика и, следовательно, нет исследовательских вопросов, которые составят основу экспертно-критериальной базы. Выделив параметры объекта по экспертной технологии, эксперт создаёт инструментарий, и вся предварительная работа на этом завершена. По такому же принципу структурируются другие объекты,, которые определены для анализа.

Критерии первичной оценки проекта

Прежде чем приступить к анализу проекта, всерьёз заняться его структурой и содержанием, необходимо понять, что он представляет собой в принципе.

С какой точки зрения мы просматриваем его впервые, какую матрицу мы должны положить на наше восприятие, чтобы получить первое общее представление не только на уровне ощущений? Это будет анализом первого уровня. Объектом анализа в данном случае является целостный проект.

Критерии: