Экспертиза образовательных проектов, страница 10

1. Структурная и содержательная достаточность. Определяет учёт всех форм и видов деятельности объекта; формирование его состава (искусственно моделируемый объект); содержательное наполнение направлений работы. Несоответствие: недостаточность, избыточность.

2. Конкретность. Имеется в виду конкретность заявленных действий. Критерий предусматривает точные и полные формулировки, касающиеся форм и методов работы, реализация которых входит в задачи объекта. Несоответствие: слишком обобщённые формулировки, так называемые намеченные контуры без конкретизации; излишняя детализация, за которой теряется стратегическое направление.

3. Реальность функционирования. Критерий может быть выявлен по преимуществу эмпирическим путём. Несоответствие: слишком широко представленные функции, их содержательная перегруженность; функции не соотнесены с поставленными задачами.

Иногда случается, что первичный анализ проекта становится основанием для рекомендаций по его доработке или причиной его отклонения.

Вместо заключения. Усилиями российских учёных отечественная теория и новые технологии экспертизы в образовании уже начинают складываться. Это - живой и естественный процесс, вызванный насущными потребностями образовательной практики. Эта работа открыта для совершенствования и ждёт включения в неё новых интеллектуальных сил. Определяются подходы, отрабатываются новые способы.

Изложенный здесь материал не претендует на законченность и, как сама экспертная деятельность, открыт для совершенствования и сотрудничества. Представляется, что предложенный модуль после доработки, уточнения и расширения может быть полезен для создания целостной теории экспертизы в образовании.

Приложение 1

Материал представлен по результатам работы группы
научных руководителей и заместителей директоров по науке
городских экспериментальных площадок программы "Столичное образование".

Результат экспериментальной деятельности городских экспериментальных площадок программы "Столичное образование"

Цели представления результата:

- развитие рынка образовательных идей и продуктов;

- предъявление готовых к трансляции форм экспериментальной деятельности городских экспериментальных площадок;

- содействие поиску научных партнёров и установлению партнёрских отношений между столичными учреждениями образования;

- перенос результатов эксперимента в инновационную практику;

- заключение Экспертного совета о перспективах развития эксперимента;

- получение рекомендаций от Экспертного совета по формам и способам развития экспериментальной деятельности учреждения образования.

Структура предоставления материала:

I. Паспорт учреждения образования.

- образовательное учреждение # ..., адрес, телефон, факс;

- директор, заместитель директора по эксперименту (по науке);

- тема эксперимента;

- научный руководитель (консультант) - с указанием сферы научной деятельности и интересов (отразить все направления).

(Со второго по пятый раздел - схема описания продукта, которая содержит информацию о каждой отдельно предъявляемой форме; объём - 1 страница, 12 кегль, 1,5 интервала)

II. Ключевые слова.

III. Для кого.

1. Тип образования:

- гимназический,

- лицейский,

- с углублённым изучением...

- общее,

- специальное,

- дополнительное,

- семейное,

- предпрофессиональное,

- ______________________________

2. Ступень образования: дошкольная, начальная, средняя, старшая или иная

3. Сфера образовательной деятельности:

- управление,

- обучение,

- воспитание,

- развитие образовательной деятельности,

- модель образовательного учреждения или его ступеней,

- ______________________________

IV. Продукт экспериментальной деятельности:

название, автор; цель создания, актуальность, новизна; решаемые задачи, проблемы; краткое описание (характеристика); диагностика (с указанием используемых методик).

V. Информационная поддержка: существующая информация; необходимые средства и каналы информации.