Экспертиза образовательных проектов, страница 2

- для принимающих решение (работников управления образования, членов экспертного совета и др.) об изменении статуса экспериментальной площадки, продолжении или закрытии эксперимента перспективный результат говорит о многом: насколько перспектива обеспечена предыдущими наработками, соответствует ли решению такой задачи потенциал конкретного педагогического коллектива. По перспективному результату управленцы могут составить мнение о профессионализме, обеспечивающем данный эксперимент.

Результат экспериментальной деятельности

Теперь обратимся к левой стороне схемы и приведём примеры незапланированных результатов.

На одной из экспериментальных площадок, занимающихся интеграцией содержания образования, коллектив кафедры математики и информатики выявил определённые несоответствия в восприятии детьми физических и математических закономерностей. В результате была сделана внеплановая работа по созданию математического задачника с физическим содержанием.

Следующим шагом стало создание "Справочника математических терминов" в помощь учителям других дисциплин. Математики считали, что необходимость объяснить или напомнить правило вычисления может возникнуть в любой момент на любом уроке, а тратить дополнительное время на поиски нужного правила нерационально. В приведённом примере можно увидеть не один содержательный результат эксперимента. Таким образом, были получены два незапланированных транслируемых продукта, связанных с темой эксперимента. Необходимость подобной работы возникла в ходе плановой экспериментальной работы кафедры, которая и проявила "белые пятна".

Незапланированный результат может быть не связан с темой. Например, экспериментальная площадка, работающая над обновлением содержания образования гуманитарного направления, для обеспечения эксперимента спроектировала новую управленческую модель, которая доказала свою жизнеспособность и позволила выстроить иную систему профессиональных взаимоотношений в коллективе. Первоначально это не планировалось в качестве результата, но в деятельности по совершенствованию управления выявились новые механизмы, была создана модель управления. Эффективность доказана непосредственно качеством школьного эксперимента, а опосредованно - защитой кандидатской диссертации по теории управления директором школы.

Несмотря на то, что ответственность за результат несёт научный руководитель, его мнения недостаточно, чтобы выпустить продукт на образовательный рынок. Экспертное заключение в данном случае, кроме разрешительных, может включать и рекомендательные позиции по внедрению.

Назначение экспертизы результатов экспериментальной деятельности состоит в том, чтобы, с одной стороны, выпустить в образовательную инновационную практику действительно качественный продукт экспериментальной деятельности, с другой - определить возможное развитие эксперимента.

Для проведения экспертизы результатов деятельности экспериментальных площадок программы "Столичное образование" в 1991 г. была предложена схема описания результата. В то же самое время экспериментаторы (заместители директоров по экспериментальной работе) размышляли над перспективой их учреждений.

Результаты обсуждения проблем типологии образовательных учреждений в режиме развития группой заместителей директоров по экспериментальной работе Городских экспериментальных площадок программы "Столичное образование":

1. Инновационная площадка - вводить новое со стороны, творчески переосмысливает и внедряет существующие разработки и программы.

2. Экспериментальная площадка - исследование + опытное внедрение(апробация) + результат + диагностический анализ = эксперимент. Возможно локально-вариативное развитие проблематики, когда в одном образовательном учреждении может быть несколько ЭП.