Экспертиза образовательных проектов, страница 4

В данном случае мы имеем дело с объектом экспертного анализа, который получает результаты в виде управленческих решений.

Часто авторы проекта не дистанцированы от своего творения, и отношение к экспертизе у них таково, словно анализируют их самих, а не их работу. Особо подчеркнём, что управленческое решение нацелено не на руководителя, а на проект развития учреждения, не на учителя, а на его учебные программы и методики и т.д. Профессиональное обеспечение объекта экспертизы - только один из компонентов, вписанных в его структуру. Другое дело, при аттестации сотрудника, выявлении профессионального уровня или потенциала педагогического коллектива возможна объектная позиция. Здесь будет работать специфическая экспертно-критериальная база, выполняющая иные, по сравнению с проектными, задачи (см. рис. 3, вариант 2).

Всё чаще заказчиками экспертизы становятся сами работники образования, реализующие те или иные проекты и испытывающие насущную потребность в экспертном анализе своей деятельности. Тогда они выходят в активную субъектную позицию и формируют исследовательские задачи для экспертов. Решение в данном случае, как и в предыдущем, принадлежит заказчику (здесь - самим деятелям образования).- С помощью экспертизы они решают свои проблемы.

Вариант 1

Вариант 2

В свою очередь, органы управления образованием могут включиться в совместное выстраивание дальнейшего развития или ознакомиться с результатами экспертизы с целью большей информированности о своих учреждениях. Аналитические экспертные материалы принадлежат самому учреждению, автору как необходимый и серьёзный "повод для размышления". Проблема заказчика - отобрать и представить материал, организовать показ деятельности для экспертизы. Становится понятно, что

разным запросам заказчика должны соответствовать разные виды экспертизы, отсюда возникает её вариативность.

Оценочная экспертиза. Этот вид экспертизы используется в том случае, когда целью является получение оценки. Экспертное заключение строится на аргументации экспертов о том, что представляется: актуальным или устаревшим; грамотным или безграмотным; целостным или произвольноструктурированным и т.п.

Критериальная база создаётся с тем расчётом, чтобы можно было из множества взаимосвязанных параметров получить оценку и сделать заключение. До сих пор этот вид экспертизы используется наиболее часто, и в случае необходимости принятия однозначного решения (конкурс, аттестация и пр.) он наиболее приемлем.

Безоценочная экспертиза. Не то, чтобы вовсе не содержащая в себе никаких оценочных высказываний... просто не предполагающая их. Этот вид используется тогда, когда оценка не является целью проведения экспертизы. Итоговый документ содержит не оценку, а доказательное мнение экспертов о том, что: целесообразно или нецелесообразно; перспективно или бесперспективно; обеспечено или не обеспечено (по эффективности, диагностике) и т.п.

В трёхмерный "портрет экспортируемого" входят разработка критериальной базы с целью получения максимально полной картины успехов и неудач, продуктивных тенденций и "подводных камней".

Экспертный анализ

Словосочетание "экспертный анализ" часто употребляется в двух значениях: как основополагающий метод экспертной деятельности или как название итогового документа безоценочной экспертизы, отражающее его содержание. Путаницы не возникнет, поскольку словосочетание всегда встроено в конкретный контекст.

Кто и для чего заинтересован в получении экспертного анализа? Те, кто находится непосредственно в деятельности, не имеют возможности выйти в "отстранённую позицию" для анализа: нет навыков и времени. Но у них есть своё мнение о собственной деятельности и путях её развития.

Запрос заказчика-деятеля: увидеть свою деятельность чужими глазами, получить иные точки отсчёта и иной угол зрения. Очень полезно и важно соотнести своё мнение с мнением экспертов.