Экспертиза образовательных проектов, страница 5

Запрос заказчика-управленца: а) найти средство оптимизации управления образовательной деятельностью на основе вывода экспертов (вывод и оценка не одно и то же!); б) получить материал для соотнесения собственного профессионального управленческого мнения с мнением деятелей (образовательного учреждения, педагогического коллектива, автора) и экспертов, полу-читй полную картину.

В содержании экспертного анализа могут найти отражение поставленные заказчиком задачи:

- показать, каковы взаимосвязи структурно-содержательных параметров: то, что было заложено и выстраивалось и что получилось в реальности;

- проанализировать соответствие идеи формам и способам её реализации, увидев и выделив основания, положенные авторами и участниками деятельности.

Здесь уместно упомянуть о необходимости соблюдать нормы экспертной корректности.

1. Не корректно обсуждать саму идею. Нередко в экспертных материалах встречается следующий пассаж: "Внутри этой проблематики (научной сферы, предметного поля, содержательного пространства) есть более актуальные направления и темы, существует "нечто" более интересное". У эксперта нет права рассуждать о том, что одно актуальнее другого. Вопрос в том - актуально то, что предложено, или нет? Оно может быть сверхактуально в контексте конкретного эксперимента, при этом присутствует и его объективная научная актуальность.

2. Не нужно давать себе волю и "делиться" своими интересами, утверждая, что автор "не заметил того", что эксперт считает "более интересным", - автор уже сделал свой выбор. Запрет на обсуждение представленной темы снимается только в случае социапьно-опасных проблем (часто находящихся в околорелигиозной сфере, к примеру, "белое братство" и т.п.).

3. Запрет на подход "можно было бы сделать иначе". Можно найти и другие способы решения заявленной проблемы, но для эксперта важно понять - соответствует ли авторский задачам и условиям.

В заключение отметим, что "Экспертный анализ" содержит концентрированное, систематизированное видение образовательного результата.

Аудит и аналитический отчёт

Обратимся к первоначальному, прямому значению слова, заимствованному из латыни: Auditus - это слушание, выслушивание.

Схема аудита

Небольшое отступление. На одном из семинаров по проблемам экспертизы, проводимом автором этих строк, произошёл любопытный казус. Слушателям был задан вопрос: если аудит - это слушание, выслушивание, то кто кого выслушивает?

Ответы аудитории, состоящей из профессоров, педагогов, управленцев из региональных управлений образования более 10 регионов России, были следующие: судья - подсудимого, врач - больного, учитель - ученика и многое другое.

Обсуждали позиции в течение нескольких минут, но ни разу не прозвучало: ученик - учителя. Когда в заключение обсуждения на это было обращено внимание, реакцию аудитории трудно описать: была полная тишина и смущённые улыбки. Такова "информация к размышлению". Она свидетельствует о той позиции, с которой выходят из вузов будущие учителя, и как они строят свою работу с учащимися в дальнейшем. Пример показывает, насколько широко распространено мнение о том, что "младший" обязан выслушивать "старшего" . Для многих из нас существует априорность требования быть выслушанными, но уверены ли мы, что услышаны и что слушаем сами?

В ситуации аудита продуктивно и полезно только взаимное выслушивание: аудиторы выслушивают заказчиков, заказчики выслушивают аудиторов. Этому нужно ещё учиться, но, когда это становится возможно, - польза очевидна.

Существует некое состояние образовательной деятельности, выраженное в "результате", и эксперты получают о нём аргументированное представление. После этого они предъявляют заказчику своё экспертное видение.