Экспертиза образовательных проектов, страница 3

3. Школа-лаборатория - высокая степень ориентированности на науку, ориентация на субъектную исследовательскую позицию учащихся, целостность научной проблематики, фундаментальность научного обеспечения.

4. Инновационный центр - экспериментальная площадка или школа-лаборатория, которая взяла на себя задачу трансляции собственных результатов в качестве дополнительной или основной функции.

Каждый, тип экспериментального учреждения в режиме развития носит самостоятельный и самоценный характер. На рис. 2 показаны возможные пути перехода от одного вида деятельности к другому, из одного статуса в другой. В зависимости от функций того или иного типа учреждения результаты у них будут разные и экспертные подходы (критериальная база и технология) тоже будут различаться.

Взаимодействие образовательных учреждений

Несколько слов о сути дела

Для определения экспертизы нам поможет хорошо разработанное понятие мониторинга. Это сразу отделит для нас то, что не является экспертизой. В последнее время вышел в свет ряд фундаментальных работ по педагогическому мониторингу, в их числе такие, как "Мониторинг качества образования в школе" В. А. Кальней и С. Е. Шишова и научно-методическое издание "Мониторинг в образовании" А. Н. Майорова. Из последней работы приведём определение мониторинга:

Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению.

Здесь для нас ключевое слово "процесс". В отличие от мониторинга экспертиза имеет дело непосредственно с результатом. Опираясь на данную позицию, дадим определение экспертизы в образовании:

Аналитическая процедура, направленная на получение аргументированного представления о состоянии результата (целостного объекта) образовательной деятельности.

Здесь для нас ключевое слово "результат".

Под результатом понимается любого рода целостный объект, параметры которого распознаваемы и взаимосвязаны. Образовательный проект выступает как результат исследовательской проектной деятельности и является целостным объектом (именно эта позиция экспертируется до запуска эксперимента).

Теоретическая модель образовательного учреждения - результат; её апробация, внедрение, корректировка и окончательный вариант, полученный эмпирическим путём, - результат другого рода. То же касается авторской программы, являющейся результатом профессионального творческого поиска учителя; другой результат программы - качество образованности учащихся. Во всех приведённых случаях результаты - целостные объекты. Полученные на каждом этапе образовательной деятельности "промежуточные результаты" будут рассматриваться целостными объектами особого рода.

Проблема заказа

От заказа на экспертизу и того, как он понимается и как формируется, зависит разработка той или иной критериальной базы, весь ход экспертного анализа и содержание полученной информации. Именно заказчик определяет круг исследовательских вопросов, для решения которых выбирается определённый состав экспертов-специалистов. Поэтому точная и грамотная формулировка заказа - непременное условие для успешной экспертизы, процесс которой можно представить в следующей схеме (см. рис. 3, вариант 1):

Органы управления образованием часто выступают заказчиками экспертизы, реализуя потребности в получении информации для принятия управленческих решений:

- аттестация и аккредитация учреждения образования;

- программа развития учреждения образования: ход реализации, качество образования, проблемы и перспективы;

- авторские учебные программы и методики;

- целевые программы развития: региональные, межведомственные (к примеру, "Культура", "Здоровье", "Дети улиц" и т.п.);

- конкурсные программы (например, по экспериментальному развитию образования, конкретной актуальной проблематике и т.п.).