Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”, страница 9

11. Какие могут быть допущены ошибки в употреблении причастий? Деепричастий?

12. В чем заключаются особенности употребления в речи предлогов?

Рекомендуемая литература

1.  Русский язык и культура речи . Максимов, Голубева. – М., 2010.

2.  Русский язык и культура речи, Введенская, Кашаева, Павлова. – М., 2010.

3.  Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 1994.

4.  Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1993.

5.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

6.  Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 1996.

Практическое занятие по разделу 8. Синтаксис и пунктуация

Тема 8.2. Русская пунктуация

Практическое занятие №3. Нормы пунктуации

Количество часов – 2 часа

Цель занятия: закрепить знания норм русской пунктуации

Задачи занятия:

1.  Углубление  и расширение знания принципов русской пунктуации, функции знаков препинания и роли пунктуации в речи.

2.  Совершенствование умений и навыков постановки знаков препинания в синтаксических конструкциях разных типов, в том числе в предложениях с прямой речью.

Обеспечивающие средства:

-  фрагменты художественных текстов на бумажном носителе;

-  тексты упражнений на бумажном носителе;

-  толковые словари и словари-справочники по культуре русской речи.

Вопросы для подготовки к практическому занятию

1.  Понятие пунктуации. Роль пунктуации в письменном общении.

2.  Функции знаков препинания.

3.  Принципы русской пунктуации  и их реализация в письменной речи.

4.  Понятие чужой речи, прямой речи, косвенной речи. Диалог.

5.  Цитирование.

6.  Способы передачи прямой речи на письме.

Задания

Задание 1. Спишите тексты, расставляя недостающие знаки препинания. Охарактеризуйте поставленные вами знаки препинания с точки зрения их роли в тексте (отделяющие и выделяющие).

Большое красное солнце слегка показавшись за гривкой леса медленно поплыло по стылому горизонту. Подниматься ввысь оно не собиралось. Стоял декабрь и дня по существу не было. Утренняя заря разгораясь к полудню вскоре сменялась вечерней и снова начиналась нескончаемая ночь. (В. Яхонтов)

Задание 2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, назовите вид оборотов, обособленных с помощью выделяющих знаков препинания.

Последний привет

Чудесны бывают прощальные приветы осени когда после затянувшегося ненастья неожиданно побалует она теплом и светом когда на притихшую землю вновь прольется яркий солнечный свет. Кажется снова наступило «бабье лето» но уже не красочное а грустное с печальными обнаженными деревьями и тихими вечерами. В иное утро по-весеннему бывает влажен воздух и легкая дымка окутывает окрестные горы.

В такие дни приятно прогуляться по лесу подышать свежим прохладным воздухом. Как все кругом изменилось! С трудом находишь знакомые места. Укрыты опавшим листом тропинки далеко просвечивают непролазные летом чащи.

Красными фонариками украсили голые кусты стайки медлительных снегирей. Снуют синицы долбит кору дятел. Ворчливо проурчит с высокой сосны молодая еще не пуганная белка да звонко просвистит потерявший подругу рябчик. (Л. Федоров)

Задание 3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитайте текст с правильной интонацией.

Толпа народа в особенности женщин окружала освещенную для свадьбы церковь. Те которые не успели проникнуть в середину толпились около окон толкаясь споря и заглядывая сквозь решетки.