Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”, страница 2

5.  Многозначные слова и омонимы. Речевые ошибки, связанные с их неправильным употреблением.

6.  Паронимы. Неразличение паронимов как речевая ошибка.

7.  Синонимы. Антонимы. Речевые ошибки, связанные с их неправильным употреблением.

8.  Заимствованные слова. Требования к их употреблению в речи.

9.  Стилистическая окраска слов. Разновидности стилистической окраски.

10. Канцеляризмы и речевые штампы. Речевые клише.

Задания

Задание 1. Докажите, что данные слова являются многозначными. Составьте с ними предложения.

Потолок, лестница, свежий, крутиться.

Задание 2. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль. Свой выбор мотивируйте.

1. Человек…(изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им…(в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он…(назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он…(назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. (По С. Маршаку) 2. Победителю конкурса…(присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 3. Этот…(недостаток, порок, дефект) в детали можно…(увидеть, заметить, отметить) невооруженным глазом.

Задание 3. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова. Ответ мотивируйте.

1. За городскими памятниками следят, они всегда благоустроены. 2. С приходом лета открывается массовое количество летних кафе. 3. Все собираются в условном месте. 4. Красивая заколка поддерживала пышно уложенную груду волос. 5. Состоялось общее собрание студентов, проживающих во вновь построенном общежитии. 6. Мои родители живут в Ленинграде. 7. Нам выпало счастье увидеть на льду живых чемпионов мира.

Задание 4. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов, объясните, в чем они состоят, и исправьте эти ошибки.

1. Предлагаются товары по самым дешевым ценам. 2. Мэр проверил состояние чистоты на улицах. 3. Парень облокотился спиной о перила. 4. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 5. Вы должны сходить туда собственноручно. 6. Большую половину товаров продали оптом, остальную половину передали в розницу. 7. Осколки прострелили ему обе ноги. 8. Ставится упор на более глубокое изучение профилирующих предметов.

Задание 5. Найдите ошибки, вызванные речевой недостаточностью, исправьте предложения.

1. Она всегда сочувствует и одобряет сына. 2. Беседа психолога с родителями ясельного возраста состоится в пятницу. 3. Вопрос о сроках этой темы будет решаться после получения задания. 4. Работа оплачивается в зависимости от сложности и колеблется от семи до двенадцати тысяч. 5. Нина с Костей заняли первое место  по бальным танцам.

Задание 6. Найдите ошибки, связанные с многословием (речевой избыточностью), определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. Эти велосипеды предназначены для подростков. Велосипеды отличаются прочностью и отличным дизайном. У велосипедов можно увеличивать рост седла и руля. Стоимость велосипедов полторы тысячи – две тысячи рублей. 3. Больной был госпитализирован в больницу. 4. Вчера наша группа несла дежурство в гардеробе. 5. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного экономиста. 6. Внутренний интерьер помещения не соответствует его назначению. 7. Пришлось отступить назад шага на три-четыре. 8. Мы приняли решение сходить в театр. 9. В этом году в концерте участвовало больше участников, чем в прошлом году. 10. Никто заранее не предвидел наступления стихии.

Задание 7. Найдите ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов. Исправьте предложения.

1. Сторожа подобрали в самом поселке. 2. За год мы потеряли трех студентов. 3. Руками жильцов дома посажены деревья, разбиты клумбы. 4. Комиссия обошла помещения на втором этаже. 5. Сейчас судьи вынесут очки. 6. Всех в этих соревнованиях перестрелял Иванов и занял первое место.