Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”, страница 8

1. Организу…щий, негодую…щий, отправля…щий, завис…щий, приближа…щийся, стро…щийся.

2. Увид…вший, прослуш…вший, раста…вший, стро…вшийся, брос…вший, слыш…вший, се…вший.

Задание 23. Укажите ошибки в образовании и употреблении глагольных форм, исправьте предложения.

1. В это трудное для себя время Николай проявляет стойкость, выдержку и не бросил работу. 2. Он промокнул под дождем. 3. Метет пурга, рыскают, как голодные волки, буйные ветры в степи. 4. Родители могут преобресть путевки в детскую санаторию. 5. Он ложит в основу курсовой работы высказывания Л.В. Щербы по этому вопросу. 6. Коллектив предприятия много раз премировался. 7. «Увидишь сегодня сестру, передавай мой привет», - сказал на ходу юноша. 8. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном освещении. 9. Ребенок уже окрепнул после болезни. 10. Дачные поезда идут по расписанию. 11. Директор отъехал часа на два в мэрию. 12. Положь мясо в морозилку, овощи поклади в контейнер, а яйца надо покласть в ячейки. 13. Дожди меня, пойдем вместе.

Задание 24. Укажите и объясните ошибки в образовании и употреблении причастий и деепричастий. Отредактируйте предложения.

1. Студентам, напишущим заявления своевременно, будут предоставлены места в общежитии. Люди приветствовали космонавтов, совершающих беспримерный подвиг. Спортсмен, попытающийся нарушить данные требования, будет исключен из команды. Появившиеся почки на деревьях говорили о приближении весны. Зерно нового урожая, отправляющееся из южных регионов страны, уже поступает на мелькомбинаты промышленных центров. Видневшие вдалеке дома казались маленькими.

2. Вставши раньше всех, бабушка начала готовить завтрак. Обедая с другом, он мне признался в своей мечте. Приходив с работы, она до позднего вечера занималась домашними делами. Поднявши морду к небу громко выла собака. Бежа изо всех сил, он успел вскочить в отходящий поезд. Сильно озябши, он долго не мог согреться.

Задание 25. Укажите и  исправьте ошибки, связанные с употреблением предлогов.

1. Благодаря наводнению погиб урожай овощей. 2. Он поступил так вопреки указания директора. 3. Директор указал о том, что подобные нарушения недопустимы. 4. Автор работы согласился на мнение рецензента. 5. По получению ответа вам будет выслан каталог товаров. 6. Удивляюсь за вашу беспечность. 7. По состоянии здоровья он рано ушел на пенсию. 8. На совещании обсуждали о предстоящем ремонте. 9. С утра решили идти по грибы и по ягоды. 10. Родители скучают по нам, ждут нашего приезда.

Контрольные вопросы

1.  Какие нормы называются морфологическими?

2.  Каковы причины вариантности в формах слов?

3.  Как определяется род несклоняемых существительных? Аббревиатур?

4.  Охарактеризуйте варианты окончаний имен существительных в родительном и предложном падежах единственного числа и в именительном падеже  множественного числа.

5.  Какие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание?

6.  В чем заключаются особенности склонения русских и иноязычных имен и фамилий? Аббревиатур?

7.  В чем заключаются особенности употребления степеней сравнения имен прилагательных? Кратких форм прилагательных?

8.  Каковы особенности употребления числительных оба, обе? Дробных числительных? Собирательных числительных? Сложных и составных количественных числительных?

9.  В каких случаях требуется добавлять начальное Н к личным местоимениям 3 лица? В каких случаях этого делать нельзя?

10. В чем заключаются особенности образования и употребления личных форм глаголов в изъявительном наклонении настоящего – будущего времени типа капать, махать, мерить, выздороветь, прекратить, жечь? Глаголов в повелительном наклонении? Глаголов, различающихся видом? Глаголов с суффиксами -изирова-, -изова-?