Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”, страница 7

Задание 13. Образуйте, если возможно, краткую форму прилагательных.

Деревянный, молодой, гибкий, похожий, осенний, книжный, проверенный, смышленый, шерстяной, сестрицын.

Задание 14. Укажите ошибки в употреблении прилагательных, исправьте их.

Туристы были готовые к отъезду. В воздухе носились самые мельчайшие пылинки. Я был такой радый приезду гостей. Воздух был чист и свежий. Его положение безвыходно. Надо находить самые наилучшие пути для активизации работы. Лицо его сейчас спокойное. Это предложение более приемлемее, чем предыдущее. Ваши замечания для меня важные. Брат глухой к моим просьбам.

Задание 15. Спишите, выбирая из скобок нужное числительное.

(Четыре, четверо) медвежат. (Пять, пятеро) суток. (Двоими, двумя) ножницами. (Обоими, обеими) студентками.  (Шесть, шестеро) юношей. (Семь, семеро) апельсинов.

Задание 16. Запишите числительные в форме творительного падежа.

Восемьдесят, сто, триста, двадцать три, двести тысяч, одна целая две десятых, четыреста шестьдесят восемь.

Задание 17. Замените цифры словами, раскройте скобки, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.

1. В книге есть приложение с 65 (схема) и 54 (рисунок). 2. Библиотека пополнилась 1785 (книга). 3. Расходы увеличились в 5,1 (раз). 4. В 3 (литр) воды надо развести 200 (грамм) порошка. 5. Перерасход составил 35 (процент). 6. Было израсходовано 32,8 (процент) от общей суммы. 7. Я встретился с 8 (товарищ). 8. Пароход с 468 (пассажир) отошел от пристани. 9. Не хватило 200 (рубль).

Задание 18. Укажите ошибки в выборе и употреблении числительных и связанных с ними существительных, отредактируйте предложения. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантных форм числительных.

1. Автобус ждали трое женщин и два военных. 2. Он был в санатории двадцать четыре суток. 3. В ведении районо находится двадцать два детских садов и одиннадцать яслей. 4. Успеваемость составила девяносто девять процента. 5. Их было три друга, все три учились на одном курсе. 6. Охотник подстрелил четыре утки. 7. Комиссия завершила работу к десятому августу. 8. На покупку не хватает сто рублей. 9. Депутат встретился с тысяча четыреста восемьдесят пятью избирателями. 10. Было израсходовано тридцать семь и пять десятых процентов от общей суммы.

Задание 19. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений. Исправьте предложения.

1. Сзади его ехала машина. 2. Вся картина проникнута радостью, и художник изобразил ее яркими красками. 3. Мать Гали, когда она заболела, стала очень нервной. 4. Много у нас трудолюбивой молодежи, на работе они безупречны, но досуг их проводят плохо. 5. Выйдя с мячом один на один с вратарем, центр нападения точным ударом направил его в ворота. 6. По стеклам развешаны карты, выше них висят портреты известных историков. 7. Дежурная предложила супругам пройти в свою комнату. 8. Сестра была выше него, хотя и младше. 9. Пусть кое-кто откроет форточку. 10. За дверью послышались какие-то шаги. 11. Лучшего от ней и ждать нечего. 12. Гоголь в своей комедии «Ревизор» всякое действующее лицо показывает своеобразно. 13. Дом был с палисадником. Он был небольшой. 14. Директор вызвал к нему секретаря. 

Задание 20. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Сте…тся, вид…т, бор…тся, кле…т, кол…тся, колыш…тся, смерка…тся, верт…тся, бре…тся, стон…т, смотр…т, развлека…тся, угон…шься, кол…т, дыш…т, брезж…т, въезжа…шь, надува…тся, завис…т.

Задание 21. Образуйте деепричастия от данных глаголов.

Слышать, журчать, жалеть, возвращаться, наслаждаться, негодовать, услышать, прочитать, рассмотреть, отдохнуть, развеять, законспектировать, любоваться, поклониться, обидеть.

Задание 22. Спишите, вставляя пропущенные буквы, определите, от каких глаголов образованы причастия.