Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”, страница 5

13. Какие слова называются просторечными? диалектными (диалектизмами)? жаргонными (жаргонизмами)? сленгом? Как оценивает употребление подобных слов культура речи?

14. Что понимается под канцеляризмом? речевым штампом? Приведите примеры.

15. Что понимается под речевым клише? В чем отличие клише от речевого штампа?

Рекомендуемая литература

1.  Русский язык и культура речи. Максимов, Голубева. – М., 2010.

2.  Русский язык и культура речи, Введенская, Кашаева, Павлова. – М., 2010.

3.  Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1989.

4.  Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка.  – М., 1994.

5.  Большой словарь иностранных слов. – М., 1999.

6.  Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб., 1996.

Практическое занятие по разделу 7 «Морфология»

Тема 7.2. Морфологические нормы

Практическое занятие 2. Морфологические нормы

Количество часов – 4 часа

Цель занятия: овладеть морфологическими нормами современного русского литературного языка, вызывающими затруднения, совершенствовать навыки работы с лингвистическими словарями и справочниками, повторить правила правописания слов разных частей речи.

Задачи занятия

1. Развитие умения выявлять в текстах типичные речевые ошибки, обусловленные нарушением морфологических норм, и исправлять их.

2. Совершенствование навыков написания слов разных частей речи.

3. Совершенствование навыков пользования ортологическими словарями.

Обеспечивающие средства

-  фрагменты художественных текстов на бумажном носителе;

-  тексты упражнений на бумажном носителе;

-  обучающие тесты;

-  словари и справочники грамматических трудностей по культуре русской речи.

Вопросы для подготовки к практическому занятию

1.  Понятие о морфологической норме.

2.  Понятие о морфологической форме (словоформе) и варианте формы. Причины вариантности форм слова.

3.  Варианты в формах рода имен существительных. Род несклоняемых заимствованных существительных. Род аббревиатур.

4.  Варианты окончаний родительного и предложного падежа единственного числа, именительного и родительного падежа множественного числа существительных.

5.  Особенности склонения а) имен собственных, б) некоторых географических названий, в) аббревиатур.

6.  Особенности образования и употребления простых и сложных форм  степеней сравнения имен прилагательных.

7.  Особенности образования и употребления краткой формы имени прилагательного.

8.  Трудные случаи употребления имен числительных.

9.  Трудные случаи употребления местоимений.

10. Вариантные формы глагола.

11. Нормы употребления причастий и деепричастий.

12. Особенности употребления предлогов и союзов.

Задания

Задание 1. Определить род имен существительных,согласовать с ними определения-прилагательные в форме единственного числа.

Домишко, мозоль, тюль, ООН, салон-парикмахерская, плакса, Осло, какаду, ОАО, кофе, ФСБ, мадам, Чили, СНГ,  коллега, староста, кафе-столовая,  носище, студенчество, жюри, шампунь, боржоми, кутюрье, умница.

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в определении рода имен существительных.

Центральное авеню, настенная бра, говорящий какаду, женский туфель, дальневосточная лосось, кружевной манжет, вместительная бутыль, красивая тюль, многолюдное Токио.

Задание 3. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, и наоборот. Определите возможные стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Адвокат, бухгалтер, воспитатель, врач, директор, доктор, коммерсант, китаец, кассир, лаборант, принц, парикмахер, риэлтер, специалист, учитель, юрисконсульт, экономист, циркач.

Санитарка, балерина, маникюрша, массажистка, секретарша, сиделка, библиотекарша, педикюрша, машинистка, ткачиха.