Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”, страница 4

Задание 14. Найдите в данных предложениях речевые штампы и канцеляризмы. Установите целесообразность их использования, сделайте стилистическую правку.

1. Неизгладимый след в моей душе оставил разговор с этим великим человеком. 2. На субботнике студенты общежития произвели уборку территории и посадку цветов. 3. В летнее время хорошо налажен полив зеленых насаждений и улиц. 4. Труженики полей приступили к уборке урожая. 5. Мы подготовили документы для отправки в администрацию, надо их проверить на предмет допущения ошибок. 6. Волнующий образ юной партизанки-разведчицы создал на страницах своего романа талантливый писатель. 7. Надо довести до сведения наших студентов о проведении факультетского собрания. 8. Многие вопросы, связанные с благоустройством города, еще ждут своего решения.

Задание 15. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Укажите причины ошибок.

1.Его выступление было исполнено противоречий. 2. Ситуация, которая образовалась в нашем учреждении, сходна с гоголевским «Ревизором». 3. Размеры этой комнаты не отличаются от размеров других комнат в общежитии. 4. И вот наступил финиш конкурса юных музыкантов. Впереди – награждение победителей и концерт дипломантов. 5. На выставке были выставлены как безымянные работы, так и работы, имеющие авторство. 6. Договор может быть пролонгирован на новый срок на условиях и под процентную ставку, действующую на день пролонгации. 7. Рубежный контроль показал, что проходящий материал хорошо усвоен студентами. 8. Мы увидели, как его высокая и плотная фигура стремительно идет к выходу. 9. Учебный корпус, в котором вы будете учиться, возведен два года тому назад, к следующему учебному году будет введен в эксплуатацию еще один корпус, так что материальная база нашего института постоянно растет и увеличивается. 10. При устройстве на работу мне предложили две альтернативы, я выбрала ту, которая мне больше импонировала. 11. Купил классные шузы и по дешевой цене. 12. Его имя пользуется большим уважением в нашем коллективе.

Контрольные вопросы

1.  Что обозначают термины «лексикология, «лексика»?

2.  Какие нормы называются лексическими?

3.  Какие качества хорошей литературной речи связаны с соблюдением лексических норм?

4.  Что понимается под точностью словоупотребления? Какие речевые ошибки связаны с нарушением точности употребления лексических средств языка?

5.  Что понимается под лексической сочетаемостью? Каковы причины нарушения лексической сочетаемости? Приведите примеры сочетания слов, закрепленных языковой традицией.

6.  Что понимается под речевой недостаточностью? Какие логические ошибки могут появиться в речи вследствие речевой недостаточности или неправильного выбора слова? Приведите примеры таких ошибок.

7.  Что понимается под речевой избыточностью (многословием)? Дайте определение видам многословия: плеоназм, тавтология, лексический повтор, расщепление сказуемого. Приведите примеры.

8.  Каковы основные требования культуры речи к употреблению паронимов, омонимов, синонимов, антонимов?

9.  Каковы критерии употребления иноязычных слов в речи?

10. Какие слова называются межстилевыми (общеупотребительными)? книжными?  разговорными? Приведите примеры. Каково основное требование культуры речи к употреблению слов, имеющих функционально-стилевую закрепленность?

11. Какие слова называются стилистически нейтральными? оценочными? эмоционально окрашенными? Приведите примеры. Каково основное требование культуры речи к употреблению эмоционально-экспрессивных слов?

12. Какими пометами снабжены в толковых словарях слова, имеющие функционально-стилевую закрепленность, и эмоционально-экспрессивные слова?