Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”, страница 10

Больше двадцати карет уже были расставлены жандармами вдоль по улице. Полицейский офицер пренебрегая морозом стоял у входа сияя своим мундиром. Беспрестанно подъезжали еще экипажи и то дамы в цветах с поднятыми шлейфами то мужчины снимая кепи или черную шляпу вступали в церковь. В самой церкви уже были зажжены обе люстры и все свечи у местных образов. (Л. Толстой)

Задание 4. Разделите текст на абзацы, предложения. Расставьте знаки препинания.

Ночь оглохла сколько я ни прислушивался я не мог различить ни одного звука изредка казалось что  я слышу осторожный плеск воды у прибрежного камня похожий на затаенный вздох я долго вслушивался и всматривался в темноту проходили долгие минуты но звук не повторялся иной раз я слышал высоко над головой шелест пролетающих птиц я знал что чайки и бакланы давно уже спят и не мог понять происхождения этого звука невольно в голову приходила мысль что шелестят звезды. (К. Паустовский)

Задание 5. Прочитайте текст. Обоснуйте постановку в нем знаков препинания. Определите настроение автора, писавшего эти строки.

Чистый четверг.

Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег – теперь по грязи и по старому, серому блещет новый, пушистый. В полях, к горизонту, все серебристо.

К вечеру пошел дождь.

Вышли вечером – непроглядная темь, густой туман, сырость. На деревни, за рекой, ни одного огня. Там, где людская, мглисто-красное пятно света. В овраге к реке черный мрак глухой, словно очень дальний шум воды, потрескивание, движенье льда. (И Бунин)

Задание 6. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передачи прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.

1. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело, сперва надо место расчистить. 2. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 3. Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной, его песенка спета. 4. Савельич спросил у Гринева, узнал он атамана. 5. Городничий сообщает чиновникам, что я пригласил вас, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. 6. Герой рассказа уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи. 7. Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

Задание 7. Составьте диалог на тему «Встреча давних друзей», или «Студенческие традиции». Обоснуйте постановку знаков препинания в диалоге.

Задание 8. Спишите текст, расставляя знаки препинания.

Море. За неширокой полосой толстого треснувшего льда оно уже шумело пенистыми темными валами и ветер нес в лицо водяную пыль.

Невдалеке виднелись корабли. Они качались принимая удары волн. Якорные цепи то опускались в черную воду то подымались с тяжелым звоном и с них лились пенистые потоки.

Дул южный ветер. Временами начинал падать крупный мокрый снег. Он таял на лице и закрывал морские дали зловещей мутью. На кораблях уже зажигали фонари и от тусклого их света вечер казался неприветливым и ненужным. (К. Паустовский)

Контрольные вопросы

1.  Что называется пунктуацией?

2.  Какова роль пунктуации в речи?

3.  Какие вы знаете пунктуационные знаки?

4.  Какие две функции выполняют знаки препинания?

5.  Какие знаки препинания называются выделительными? отделительными?

6.  Назовите и охарактеризуйте три принципа русской пунктуации.

7.  Какую роль выполняют точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения?

8.  Что называется диалогом? В чем сходство и различие прямой речи и диалога?

9.  Какая речь называется прямой? косвенной? Назовите правила постановки знаков препинания при передачи прямой речи.

10. Что называется цитированием? Охарактеризуйте способы цитирования.

Рекомендуемая литература

1.  Русский язык и культура речи . Максимов, Голубева. – М., 2010.

2.  Русский язык и культура речи, Введенская, Кашаева, Павлова. – М., 2010.

3.  Розенталь Д.Э. Словарь-справочник по пунктуации. – М., 1997