Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”, страница 6

Задание 4. Образуйте множественное число имен существительных; поставьте в словах ударение.

Блюдо, кондуктор, конструктор, директор, месяц, домище, глазище, волчище, договор, торт, дно, полис.

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных.

Яблоко, ведерко, дорожка; басня, кухня; пуговица, неделя; апельсин, возраст, герб, джинсы, пульт; груша, задача; вафля, торт, туфля, цыган, дядя, простыня, щупальца, брелок, ясли.

Задание 6. Объясните употребление вариантов падежных окончаний существительных.

Тарелка супу – обед без супа, ложка сахару – чай без сахара, стакан чаю – выпить чаю – стакан крепкого чая – сортировка чая, выйти из дому – выйти из дома.

Выпить молоко – выпить молока, не видела подруги, не встретила сестры – не видела подругу, не встретила сестру.

В пятом часу – о часе отъезда, куртка на меху – говорить о мехе, в отпуске – в отпуску, на доме – на дому.

Шили девочке платье – сшили для девочки платье, выбрали игрушки детям – выбрали игрушки для детей, купили костюм брату – купили костюм для брата.

Комната с резными дверями – хлопнуть дверьми, мясо с костями – лечь костьми на поле брани.

Задание 7. Образуйте форму единственного числа существительных с предлогами о (об) и в.

Год, сад, край, отпуск, пир, мир, порт, цех, шкаф, песок, дым, бал, мед, холод.

Задание 8. Раскройте скобки, образуя правильную падежную форму собственных имен.

1. Пришло письмо от (Антон Василенко). 2. Сейчас я читаю (Жюль Верн). 3. На концерте исполнялись песни (Булат Окуджава). 4. Письмо было написано американской девочкой (Саманта Смит). 5. Всех заинтересовала статья (Джон Смит). 6. Муж и жена (Богорад) выйграли в телевизионном конкурсе. 7. Поступило заявление от (Ольга Ивановна Барончук) на имя директора (Григорий Семенович Рекемчук). 8. Студенты изучали творчество (Питер Пауль Рубенс) и (Доменико Эль Греко ). 9. С (Любовь Семеновна Седых) мы читали о похождениях (Робин Гуд). 10. Просьба супругов (Ветряк) была удовлетворена.

Задание 9. Найдите ошибки, исправьте их.

1. Я часто мысленно представляю лиц своих друзей. 2. Жилищное условие некоторых студентов неудовлетворительно. 3. Соболя, выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой меха. 4. Про этого старика говорят, что он большая брюзга и скряга. 5. Лицо женщины было закрыто густым вуалем. 6. В “Лесу и степи” Тургенева даны чудесные картины природы. 7. “Юманите” опубликовало это сообщение раньше других газет. 8. Ягоды рябины собирают после первых заморозок. 9. Среди комментарий события выделялосьмнение редактора газеты. 10. Гороно провело совещание, в котором участвовали директоры и завучи городских школ. 11. Окна были закрыты плотной тюлью. 12. Кассирша долго отсутствовала. 13. К Восьмому Марту был подготовлен большой концерт.

Задание 10. Образуйте простую и сложную форму сравнительной и превосходной степени данных прилагательных.

Крупный, популярный, ценный, интересный, морозный, искусный, укромный, честный, сдержанный, решительный, оживленный, одаренный, утонченный.

Задание 11. Раскройте скобки, выбрав нужную форму прилагательного. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Ваше место в аудитории (занятое, занято). 2. Сегодня ночь (тихая, тиха). 3. Тротуары в городе (ровны, ровные). 4. Этот подарок для меня (дорогой, дорог). 5. Этот ребенок вообще (больной, болен). 6. Директор уже неделю (больной, болен). 7. Контрольная работа очень (трудная, трудна). 8. Контрольная работа для меня очень (трудная, трудна). 9. Начальник был (добрый, добр), но и (требовательный, требователен) ко всем подчиненным.

Задание 12. Выберите из скобок и запишите правильный вариант.

Предложенный вариант окажется более (естествен, естественен). Его костюм (безукоризнен, безукоризненен). Конфликт (бессмыслен, бессмысленен). Момент (торжествен, торжественен). Ответ (откровен, откровенен). Шаг (неуверен, неуверенен).